Глава 11
Автоматизация основных параметров
нагревательных печей
11.1 Регулирование
температуры теплового агрегата
Металлы и сплавы перед
обработкой давлением нагреваются до
определенной температуры для повышения их пластичности и уменьшения
сопротивления деформации. Нагрев заготовок
в прокатных цехах
металлургических предприятий осуществляется в основном в методических
пламенных печах. Система управления и
регулирования режимом нагрева заготовок оказывает существенное влияние в
конечном итоге на качество проката. Автоматическое регулирование в
нагревательных печах можно проводить путем частичной или полной автоматизации
управления тепловыми процессами. Наиболее распространенными в системах
автоматизации печей являются узлы регулирования температуры, горения топлива,
т.е. соотношения топливо - воздух; давления в печи, расхода и давления газа.
Автоматическое регулирование температурного режима, как правило, является
основной задачей системы автоматики
нагревательных печей. В качестве регуляторов температуры используются
самые разнообразные модификации регулирующих устройств: электрические (наиболее распространенные), пневматические,
гидравлические и др. Принципиальная схема регулирования температуры в
рабочем пространстве пламенной печи
приведена на рис.57
Рис.57 – Принципиальная схема регулирования температуры в
печи
Температура в печи измеряется термопарой или пирометром 1 в комплекте с автоматическим
показывающем и регистрирующим потенциометром 9. В потенциометре предусмотрен задатчик
ЗД, при помощи которого формируется электрический
сигнал соответствующей фазы при отклонении температуры от задания в ту или иную
сторону. Этот сигнал небаланса поступает на вход электрического регулятора
непрерывного действия 8. Регулятор
управляет исполнительным механизмом 4,
который перемещает регулирующий орган (заслонку) 2, установленный на подводе топлива в печь. При отклонении
температуры выше задания регулятор через исполнительный механизм и регулирующий
орган уменьшает расход топлива, а при отклонении температуры вниз от задания -
увеличивает. От вида и размеров регулирующего органа зависит крутящий момент,
который должен развивать исполнительный механизм. Применение исполнительных
механизмов повышенной мощности требует введения в схему регулирования блока
усиления 3. Для контроля положения
вала исполнительного механизма и, следовательно, положения регулирующего
органа, служит дистанционный указатель положения 7. Сигнальный контакт СК потенциометра и лампа 10
сигнализируют о разрыве цепи термопары. Для перехода от ручного управления исполнительным
механизмом к автоматическому и обратно для
дистанционного ручного управления служат универсальные ключи 5 и 6.
11.2
Автоматическое регулирование соотношения
топливо - воздух
Автоматическое
регулирование соотношения расходов топлива и воздуха, подаваемых в печь,
обеспечивает необходимые условия сжигания топлива. Эти
условия могут быть различны для печей того или иного назначения, но в целом их
можно сформулировать следующим образом:
** топливо должно сжигаться экономично;
** сжигание топлива должно быть организовано так, чтобы в печи сохранились
наилучшие условия теплообмена факела с металлом и футеровкой;
** сжигание топлива должно быть организовано так, чтобы в печи поддерживалась
газовая атмосфера определенного состава. В зависимости от типа печи перед системой
автоматического регулирования ставится задача выполнения одного из
перечисленных требований или определенной их совокупности. Численно соотношение
топливо - воздух определяется коэффициентом расхода воздуха. Схема узла автоматической
стабилизации значения α с
применением электрической аппаратуры показана на рис.58.
Рис.58 – Схема регулирования соотношения топливо-воздух
Расходы
топлива (газа) измеряются диафрагмами 1 и 2, перепады давлений с которых поступают на дифманометры
11 и 13. С выходных электрических дифманометров
сигналы подаются на вторичные показывающие и регистрирующие приборы 10 и 12 и на электрический
регулятор 9. Задание на
регулирование устанавливается дистанционным задатчиком 8. С выхода регулятора управляющий сигнал через управляющие ключи 6
и 7 поступает на исполнительный механизм 4, вал которого соединен с валом регулирующего клапана 3 на воздуховоде. Значение α определяется соотношением величин сигналов,
поступающих на регулятор с выходных
электрических датчиков дифманометров – расходомеров. При отклонении этого соотношения от заданного соотношения расходов газа и воздуха, регулятор через
исполнительный механизм и регулирующий орган выполняет
соответствующие изменения расхода воздуха. С помощью
универсальных ключей 6 и 7 осуществляется переход с управления вручную на
автоматическое и дистанционное ручное
управление исполнительным механизмом. В систему также
включен дистанционный указатель 5
положения вала исполнительного механизма и регулирующего органа. В рассмотренной схеме топливо
является ведущим потоком, а воздух ведомым.
Расход топлива не зависит от функционирования системы
регулирования соотношения, регулятор может изменять лишь
расход воздуха. Помимо таких простых схем построения регулирования. в системах автоматики печей встречаются и обратные,
т.е. схемы, в которых ведущим потоком является воздух, а ведомым
регулируемое топливо.
11.3 Автоматическое регулирование давления в печи
Режим давления в рабочем пространстве печи во многом определяет качество нагрева и экономичность работы теплового агрегата. Системами
регулирования давления должны быть оснащены как негерметичные, так и герметичные печи для термической обработки прокатной продукции.
Наиболее распространенным для негерметичных пламенных
печей является такой режим, при котором на уровне
пода поддерживается нулевое давление и наблюдается сбое выбивание газов в связи
с ростом геометрического напора на высоте рабочего пространства. Для мартеновских печей, у которых подина волнообразной
формы, нулевое давление должно поддерживаться на уровне
порогов завалочных окон. В термических печах с защитными специальными
атмосферами, в которых происходит безокислительная и
термохимическая обработка металла, давление должно
поддерживаться таким, чтобы свести к минимуму потери через затворы и уплотнения
газов, заполняющих печь, и исключить подсос воздуха. Абсолютные значения
давления невелики и составляют в среднем 40-100н/м2
или 4-
Рис.59 – Схема регулирования
давления в тепловом агрегате
При нормальной работе агрегата продукты сгорания
транспортируются через котел-утилизатор 3 при закрытом дымовом клапане 10. При остановке котла-дымососа на ремонт и чистку продукты сгорания
удаляются при закрытом клапане 4.
Перемещение клапана осуществляется электроприводом 2 с дистанционным управлением из помещений автоматики оператора.
Измерение давления в печи осуществляется отборным устройством 1 через свод печи. Импульсная и
компенсационная линии подведен к дифманометру 20, сигналы с
электрических датчиков которого поступают на регистрирующий прибор 19 и электрический регулятор 17
с задатчиком 18.
Управляющий сигнал регулятора через ключи 13
и 14, служащие для перевода
системы с управления вручную на автоматическое и обратно, блок управления 12 и ключ 11 подается к исполнительным механизмам
9 и 5 приводов регулирующих
органов (при работе эксгаустера регулирующим органом являются жалюзи 6, а при отключенном котле-утилизаторе
- дымовой шибер 10). Ключ 11 служит для подключения регулятора к приводу 9 или 5 в зависимости от
режима работы агрегата. У дымопроводов промышленных печей предусмотрены большие проходные
сечения и в них установлены регулирующие органы, требующие
значительных перестановочных усилий. Поэтому в электрических
схемах регулирования применяются достаточно мощные исполнительные
механизмы, комплектуемые усилителями командных сигналов 12.
Положение шибера 9 и жалюзей 5 контролируется при помощи дистанционных указателей 15 и 16, расположенных на щите автоматики печи. При
отклонении давления в печи от заданного уровня или при изменении задания
вручную задатчиком 18 на вход регулятора 17 подается сигнал небаланса. Регулятор формирует управляющее воздействие, которое через исполнительные механизмы 9 или 5 перемещает регулирующие
органы 6 или 10, изменяя тем самым разрежение в дымоходе и, следовательно, давление в печи, устраняя
возникшее отклонение.
Контрольные вопросы
1.Объясните цель регулирования подачи топлива в тепловых агрегатах.
2. Для чего необходимо регулирование в тепловых агрегатах соотношения
топливо –воздух?
3. Объясните цель регулирования давления в печах.
4. Для чего необходимо в некоторых тепловых агрегатах регулирование
температуры по заданной программе?