Ғылыми статья


Койлыбаева С.А., Быстрицкая Н.Н.

Технологический колледж при КарГТУ

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Вхождение Казахстана в мировое образовательное пространство, участие его в Болонском процессе, одним из результатов, деятельности которого явилось обеспечение государствами – участниками этого процесса компетентно-ориентированного подхода, предъявило новые требования к уровню и качеству образования. Развитие производства, использование новых наукоемких технологий обусловило необходимость качественного конкурентоспособного образования.

В связи с этим государство сформулировало новые приоритеты в сфере технического и профессионального образования, и в первую очередь это отношение к качеству образовательных услуг учебными заведениями технического и профессионального образования.

Для колледжей характерен высокий уровень кадрового потенциала, сложность производимых услуг, большая социальная значимость результатов деятельности, значительный по длительности жизненный цикл услуг, свобода преподавателя в выборе методик преподавания.

Качество образования связано с общим развитием и улучшением научно-образовательного потенциала колледжа, поэтому особое внимание должно уделяться формированию инновационной среды всех процессов подготовки будущих конкурентоспособных специалистов.

По инициативе ректора КарГТУ академика Газалиева А.М. Технологический колледж в 2009 году стал областной экспериментальной площадкой по внедрению стандарта менеджмента качества в учебный процесс. Мы понимаем, что внедрение систем менеджмента качества в соответствии с международным стандартом ИСО 9001:2001 является актуальной задачей для всего коллектива.

Одно из определений менеджмента гласит: «Менеджмент — это умение добиваться целей организации, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей». Эта формулировка как нельзя лучше подходит для определения задач преподавателя, перед которым поставлена цель научить учащихся сущности и методам конкретной дисциплины, которую он преподает. На время ведения учебного процесса преподаватель превращается в менеджера, который должен превращать учащихся в эффективную и целенаправленную группу — рабочую команду.

Для этого в его распоряжении инструменты менеджмента и, прежде всего: определение целей и планирование их достижения, организация деятельности, вовлечение и мотивация, контроль, оценка результатов и корректирующие действия. Сюда же следует отнести и связующие процессы: коммуникации (обмен информацией с учащимися) и принятие решений, а также стиль всей руководящей деятельности, способы влияния на людей — учащихся. Применение перечисленных средств — это намного более сложная задача, чем глубокие знания своей предметной области, хотя последнее является важнейшим фактором и непременным атрибутом любого преподавателя.

Преподаватель — это специалист своего дела и эффективный менеджер образовательного процесса. Именно последнего качества и не хватает преподавателям. Рассмотрим более подробно проблему «преподаватель как менеджер» в разрезе инструментов менеджмента.

Главная цель преподавания — это обучить учащихся сущности и методам своей дисциплины, выработать определенный комплекс представлений и умений, нужное поведение (делать правильно с первого раза и точно в срок), обеспечить мотивацию к совершенствованию (самостоятельная работа). Цели должны быть реальными и достижимыми для студента, не мешать достижению целей по другим дисциплинам. В противном случае они не будут ими восприняты. Преподаватель и учащиеся — это единая команда, работающая на достижение общей цели. Цели должны быть доведены до учащихся в ясной и четкой форме.

Очень важно, чтобы каждый учащийся имел план и выполнял график освоения дисциплины или выполнения проекта во времени: что делать, как и в какой срок. Вопросу выполнения поставленных задач по принципу «точно в срок» и «правильно с первого раза» следует уделять особое внимание. Этому надо учить, это надо воспитывать в учащихся. Целью организационной работы должно стать выполнение всех планируемых заданий точно в срок всеми учащимися с нужным уровнем качества. Составляется график выполнения и сдачи заданий по дисциплине, представленный в таблице 1.

Таблица 1 — График выполнения и сдачи заданий по дисциплине

Вид контроля Цель и содержание задания Рекомендуемая литература Продолжительность выполнения Форма контроля Срок сдачи
Сдача практической работы №1 Решение задач на основе статей закона «О техническом регулировании» [2,3,] 1 занятие Текущий 3 неделя
Сдача практической работы №2 Анализ перечня продукции при обязательной сертификации и декларировании соответствия [3,4,] 1 занятие Текущий 6 неделя
Сдача практической работы №3 Оформление документов при сертификации [1,2,3,] 1 занятие Текущий 9 неделя
Сдача практической работы №4 Оформление декларации о соответствии [5,6] 1 занятие Текущий 11 неделя
Сдача практической работы №5 Оформление сертификата соответсвия. [2,3,] 1 занятие Текущий 14 неделя
Котрольные работы Закрепление теоретических знаний [1,2,3,4,6] Рубежный 4,8, 12,15-ые недели
Зачет Проверка усвоения материала дисциплины Весь перечень основной и дополнительной литературы Итоговый В период сессии

Основная задача преподавателя — это вовлечь учащегося в учебный процесс, а не заставлять его участвовать в нем. Принуждения и угрозы порождают равнодушие и неудовлетворенность, формируют низкую производительность труда, нежелание учиться вообще. Учеба — это лишь часть жизни студента, а не вся жизнь. Сдача заданий во время и в срок облегчает получению зачета.
Удовлетворенность учащегося образовательным процессом открывает учащегося для положительного и эффективного восприятия преподаваемого и изучаемого материала. Поэтому преподаватель должен знать и понимать те факторы и то поведение, которые ожидают от него студенты, и которые вызывают их положительное восприятие учебного процесса. Учащиеся могут быть удовлетворены полученными результатами (оценками), качеством своих знаний.
Есть три группы показателей качества, которые формируют удовлетворенность покупателя, в том числе и учащихся, качеством получаемого продукта (образовательных услуг): базовые, ожидаемые, восхищающие. Если базовые показатели формируются, главным образом, программой курса и знаниями преподавателя по конкретной дисциплине, то ожидаемые и восхищающие формируются личностью преподавателя, умением заинтересовать учащегося и вовлечь его в процесс обучения. Две последние группы показателей являются наиболее важными для того, чтобы сформировать положительное восприятие дисциплины, ее полезность и важность для будущего и для формирования учащегося как специалиста. Результаты исследований данного вопроса с использованием статистических инструментов качества показывают, что для учащегося преподаватель — это главное действующее лицо образовательного процесса.
Контроль является неотъемлемой частью любого вида деятельности, так как используется для оценки правильности развития процесса, его движения в направлении поставленных целей. Контроль должен способствовать вскрытию причин недостатков, а не быть просто способом обнаружения ошибок и наказания виновных. Контроль — это, прежде всего, обратная связь для выработки корректирующих действий. Данные контроля должны ответить на следующий вопрос: воспринимают и понимают ли учащиеся тот материал, который преподается. Если этого нет, то следует срочно принимать корректирующие действия по улучшению процесса преподавания. Следует помнить, что преподавание — это вход процесса, а обучение — это его результат (выход). Контроль нужен для того, чтобы постоянно следить и корректировать преподавание на основе данных результатов обучения.
Постоянный контроль с целью хода процесса обучения (мониторинг) и своевременные корректирующие действия — это и есть управление образовательным процессом. Если управление отсутствовало, то итоговый контроль становится непредсказуемым и в значительной степени неэффективным: он оценит лишь то, что смог воспринять студент при пассивной роли преподавателя. Если управление было эффективным, то в группе будут преобладать повышенные оценки и сформируется высокая удовлетворенность изученной дисциплиной.
Рубежный контроль проводится на 5-й, 10-й и 15-й неделях обучения и складывается исходя из видов контроля, представленных в таблице 2.

Таблица 2 — Контроль деятельности учащихся

Вид контроля %-ое содержание Академический период обучения, неделя Итого, %
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Посещаемость 0,3 * * * * * * * * * * * * * * * 5
Конспекты лекций 2,0 * * * 6
Сдача практических работ 1,2 * * * * * 6
Контрольные работы 5,0 * * * 15
Дополнительные задания (реферат, доклад) 6 18
Экзамен 50
Всего 100

Коммуникации или обмен информацией — это главный инструмент преподавателя. Им преподаватель должен владеть безупречно. Он должен уметь слушать учащихся, учитывать их пожелания, помогать понять изучаемую дисциплину. Без эффективного обмена информацией учащийся ничему не научить. Учащиеся должны уметь находить необходимую информацию и доносить до слушателей.
Принятие решений необходимо строить на фактических данных, анализируя: «чего добились учащиеся под моим руководством». Для этого нужен постоянный мониторинг образовательного процесса, понимание его статистической природы, использование соответствующих инструментов для сбора и анализа данных (диаграммы «причина — следствие» и диаграммы Парето, контрольные карты и т. п.). Понимание ролей учащихся в образовательном процессе и требований к учащимся, выбор средств достижения требований и связанные с этим задачи менеджмента — это основа трансформации и улучшения качества образовательных процессов. По результатам работы в течение семестра составляется причинно-следственная диаграмма (рыбий скелет).
Мониторинг выявляет проблемы и позволяет преподавателю разработать на следующий учебный год стратегию своей педагогической деятельности через подбор качественных форм, методик и методических приемов преподавания.

Задача преподавателя создавать климат, рабочую среду, которая бы обучала и поддерживала каждого учащегося, мотивировала бы его на улучшение своей учебной деятельности. Для этого нужно изменение культуры и стиля менеджмента в преподавании.

Без рубрики