Раздел VI

Казахское ханство ( XV - XVII вв.)

 

6.1 Формирование казахской народности. Этноним <казах>Казахские жузы и их родоплеменной состав

 

Этническая история казахского народа, как и всех народов центральной Азии, крайне сложна. На протяжении веков здесь перекрещивались судьбы множества племен и народов.

В развитии этногенетических процессов на территории Казахстана, корни которых уходят в эпоху бронзы, выделяются несколько этапов. По антропологическим данным, в процессе этнического развития устойчиво сохранялся на протяжении длительного времени европеоидный тип населения, подвергшийся со временем изменению в сторону монголоидности. Не оставалась неизменной и языковая ситуация, ираноязычность древних племен постепенно уступала место тюркоязычности более поздних обитателей данной территории. С приходом гуннов на территорию Казахстана наблюдается вливания монголоидных черт и тюркских наречий. Решающий этап в этнических процессах в Казахстане связан с массовым расселением тюрков и образованием древнетюркской государственности в VI в. н. э. Это способствовало интенсивному притоку тюркоязычных племен, тюркизации местного населения Казахстана, постепенной монголоизации антропологического типа. Монгольское нашествие также внесло изменения как в развитие этнических общностей, так и в антропологический тип населения Казахстана, усилив в нем монголоидные черты. В государствах послемонгольского периода ( XIV - I пол. XV вв.) этого периода стабилизируется этнический состав тюркоязычных племен, с преобладанием кыпчакского языка. Шел процесс объединения всех этих племен в народность.

Образование казахской народности происходило на базе общих закономерностей формирования народностей как этносоциальных организмов, в связи со становлением и укреплением феодальных отношений, сложением общности территории, языка, материальной и духовной культуры.

Сложившаяся народность во второй половине XV века известна в письменных источниках, отражавших современные события, под именем <казахи>(казак). Происхождение этнонима <казах>долгое время являлось предметом дискуссий исследователей. В источниках этот термин употреблялся сначала в социальном смысле и означал (В. В. Бартольд). По <Тарих - и Рашиди>термин <казахи>применялся для обозначения политической группировки во главе с Джанибеком и Гиреем, откочевавшей в Семиречье, сначала в форме <узбек-казахи>, затем <казахи>(казак). С укреплением ханства Джанибека и Гиреея казахами стало называться подвластное им население. Постепенно термин <казахи>приобрел этнический смысл и и стал употребляться как этноним для обозначения уже сложившейся тюркской народности Восточного Дешт - и Кыпчака, Семиречья и Южного Казахстана.

Характерной чертой казахского этноса, обусловленной особенностями кочевого образа жизни, является сложная и разветвленная внутриэтническая структура. Каждое племя дробилось на множество иерархически организованных этнических групп и более мелких подразделений и ответвлений, взаимосвязанных сложной системой общественных отношений.

Процесс сложения казахской народности сопровождался формированием этнической территории. В зависимости от этнополитических и хозяйственных факторов на территории Казахстана возникли три этнотерриториальных объединения - Старший, Средний, и Младший жузы.

Каждый из них имел свою специфическую родоплеменную организацию. Первое упоминание казахских жузов относится к началу X V II в. В основе происхождения и функционирования казахских жузов находилась - специфика конкретного исторического процесса, протекавшего в трех этнокультурных ареалах, возникших в связи с особенностями природно-климатических условий и спецификой организации хозяйственного цикла. Каждое племя имело свой собственный уран, т. е. особый символ этнической принадлежности, в качестве которого обычно фигурировало имя героического предка, а также особую тамгу, т. е. знак принадлежности, символ обладания чем-либо.

Казахи Старшего жуза традиционно занимали территорию всего Семиречья, бассейна реки Или, междуречья Чу и Таласа, предгорную полосу Джунгарского и Заилийского Алатау, Киргизского хребта и Каратау, а также районы верхнего и среднего течения Сырдарьи. Казахи Старшего жуза в основном занимались кочевым скотоводческим хозяйством, а в речных долинах, при озерах и предгорных районах, сравнительно хорошо обеспеченных водными источниками, широко практиковалось поливное земледелие. Согласно народным преданиям, казахи Старшего жуза подразделялись на следующие племена: джалаир, ошакты, дулат, албан, суан, канглы, сары-уйсунь, шапрашты, сиргели, шанышкылы, ысты.

Казахи Среднего жуза традиционно занимали территорию Центрального, Северного и Восточного Казахстана, а также отчасти Южного - по среднему течению Сырдарьи. Казахи Среднего жуза в основном занимались кочевым скотоводческим хозяйством, а в речных долинах и около озерных районах широко практиковалось земледельческое хозяйство и рыболовство. Согласно казахским генеалогическим преданиям казахи Среднего жуза подразделялись на следующие этнические группы: кыпчак, аргын, найман, керей, уак, конрат.

Казахи Младшего жуза традиционно занимали территорию всего Западного Казахстана, которые, главным образом, занимались кочевым скотоводческим хозяйством, а в речных долинах, особенно по Сырдарье, Тургаю, Тоболу, Иргизу, Уралу, земледелием и рыболовством. Согласно казахским генеалогическим преданиям Младший жуз подразделялся на три крупных родоплеменных объединения алимулы, байулы и жетыру.

Время и механизм образования жузов остаются неисследованными и вызывают много споров и дискуссий в научном мире.

 

 

6.2 Образование Казахского ханства и его упрочение в XV-XVI вв.

 

Возникновение Казахского ханства явилось закономерным итогом социально-экономических и этнополитических процессов на обширной территории Восточного Дешт-и Кыпчака, Семиречья и Туркестана (Южного Казахстана). Формирование в XI V - X V вв. единого экономического региона на базе естественной интеграции областей со смешанной экономикой, кочевой скотоводческой и оседло-земледельческой, городской - с торгово-ремесленным направлением хозяйства, подготовило условия к объединению всех земель региона в одной политической структуре, возникновение собственно казахской государственности в виде казахского ханства.

Начало казахской государственности связано с именами Джаныбека и Гирея, ставших первыми казахскими ханами Казахского ханства. В 1459/1460 гг. они откочевали из ханства Абулхаира во владения Могулистана, где правил Есен - Буга (1429 - 1462 гг.).

Казахское ханство в первое время занимало территорию Западного Семиречья, долины Чу и Таласа. Оно объединяло как переместившиеся из Центрального и Южного Казахстана казахские роды и племена, так и местные. Дружественное расположение хана моголов к султанам из Узбекского улуса объяснялось тем, что, во-первых, Есен-Буга не имел в ту пору возможности отразить силой оружия набеги северных кочевников, во-вторых, в лице Гирея и Джаныбека и их воинов он видел оплот для защиты западных границ своих владений от притязаний своего брата Юнуса, поддерживаемого Тимуридом Абу Саидом. После смерти Есен - Буги политический вес Джанибека и Гирея укрепился в Семиречье. Согласно сведениям Мухаммада Хайдар Дулати, время образования Казахского ханства - 1465/1466 гг.

Казахские ханы Джанибек и Гирей сразу же после смерти Абулхаира вмешались в борьбу за власть. Главными их противниками были наследники Абулхаир хана. Район Присырдарьи и Каратау был ближайшим к владениям казахских ханов в Западном Семиречье. Ханы Джаныбек и Гирей стремились в первую очередь утвердить право на эти земли, являвшиеся для них наследными, в том числе на города Сузак, Сыгнак и др. Но главной причиной того, что борьба ханов-джучидов за власть над Восточным Дашт-и Кыпчаком развернулась не столько в степных районах, сколько в Туркестане, было экономическое и стратегическое значение данного региона.

Наибольшего могущества Казахское ханство достигло в первой четверти X V I века, особенно при хане Касыме (1511 - 1521 гг.).

Во втором десятилетии X V I в. Касым хан окончательно утвердил свое господство над обширными степными просторами казахской территории. В это время границы ханства на юге выходили на правобережье Сырдарьи и включали часть городов Туркестана, на юго-востоке они охватили предгорья и долины значительной части Семиречья, на севере и северо-востоке проходили в районе гор Улутау и оз. Балхаш, доходя до отрогов Каркаралинских гор, на северо-западе достигали бассейна р. Яик.

Казахское ханство постепенно втягивалось в международные отношения того времени. Одним из первых государств, вступивших в дипломатические связи с Казахским ханством, было Московское государство в правление Великого князя Василия III (1505 - 1533 гг.). История Казахского ханства периода правления Касым хана примечательна еще и тем, что именно в те годы казахи как самостоятельная этническая общность стали известны в Западной Европе: о казахах оставил свои записи австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, посетивший несколько раз Москву (в 1517 и 1526 гг.).

Что касается взаимоотношений казахских правителей и шайбанидов в последние годы правления Касым хана, то они продолжали оставаться напряженными и далеко не мирными. Судя по источникам, основная борьба происходила вокруг Ташкента.

Касым-хан, по отзывам современников, отличался военным талантом, личной отвагой и способностью вести за собой других. Народное предание связывает с именем Касыма создание свода законов <Касым ханнын каска жолы>.

Несмотря на значительное упрочение при хане Касыме, Казахское ханство не стало, однако централизованным государством. Это обнаружилось сразу после его смерти, когда остро проявился сепаратизм султанов, и начались усобицы. Отрицательные последствия усобиц на положении ханства особенно резко сказались в условиях неблагоприятной внешнеполитической обстановки. Против казахских владетелей сложился союз могольских и узбекских ханов.

В результате междоусобных противоречий и конфликтов, ослабление верховной власти, правители Казахского ханства неоднократно терпели крупные военные поражения от узбеков-шайбанидов, моголов и ойратов. Эти поражения привели к потерям казахами части своих кочевий в Западном Семиречье, Туркестане и особенно в районе Яика, оттеснению их родов ногайцами за Яик дальше в степь на восток, гибели целых султанских фамилий, массовому обнищанию рядовых кочевников.

Ко второй половине X V I в. Казахское ханство переживало сильное ослабление в связи с бесконечными войнами, междоусобицами, но в период правления Хак-Назар-хана (1538 - 1580 гг.) оно достигло некоторого подъема во внутренней и внешнеполитической жизни. С конца 50-х гг. X V I в. Казахское ханство представляло серьезную угрозу для ногаев, сибирского хана Кучума и для среднеазиатских ханств.

Вступив на ханский престол, Хак-Назар хан боролся против ойратов и могольского хана Абд ар-Рашида, отстояв на время казахские земли на востоке и юге Семиречья. Упорная борьба развернулась в 1560 г . в Могулистане. В середине X V I в. казахи занимали не только среднее течение Сырдарьи, но и кочевье в Могулистане. Стремление Абд ар-Рашид-хана вытеснить казахов из Могулистана и послужило причиной борьбы. При Хак-Назар-хане казахско-могульские отношения были напряженными и очень часто могульские ханы получали перевес в этой борьбе.

Хак-Назар-хан пытался восстановить право казахов на земли, составлявшие огромную территорию казахского ханства при его отце Касыме. Но в условиях тяжелой внешнеполитической обстановки эта задача в целом стала невыполнимой.

После присоединения к России в 1552 г . Казани, в 1556 г . - Астрахани под власть Русского государства перешел весь бассейн Волги. В течение X V I в. к России были присоединены башкиры, Сибирское ханство. Последствием этого явилось то, что ногайские орды отступили на юг и восток. В середине X V I в. Хак-Назар хану удалось взять под свой контроль земли от Сырдарьи, Приаралья до Эмбы и по левобережью Яика, приняв под свою власть часть ногайских улусов. За все 42 года правления Хак-Назар хана враг ни разу не ступил на территорию Казахского ханства.

В народных преданиях имя Хак-Назар-хана окружено славой. Память о нем сохранилась не только у самих казахов, но даже у башкир и ногаев.

Тауекель - хан (1580 - 1598 гг.) стал одним из самых известных ханов Казахского ханства. Его правление было благоприятным для казахского народа. Тауекель-хан объединил семь небольших казахских родов в один крупный род Жутыру на западе Казахстана. Известно, что Тауекель-хан окончательно закрепил за каждым казахским родом все сезонные пастбища. Такое распределение сохранилось у казахов до начала ХХ века. Энергичный и умный Тауекель-хан добился полной гегемонии в Средней Азии, подчинив себе города Самарканд, Ташкент, Туркестан и Фергану. Их вхождение в состав Казахстана было закреплено миром между казахскими и среднеазиатскими ханами. Также он предпринял шаги для установления дипломатических отношений с Московским государством, которые в дальнейшем способствовали расширению торговых связей, краванной торговле, укреплению политической независимости Казахстана в рассматриваемый период.

 

 

6.3 Политическое развитие Казахского ханства в XVII веке

 

В X V II в. такие города, как Ташкент, Туркестан, Сайрам, Андижан и ряд других культурных областей Средней Азии большей частью находились под властью казахских ханов и султанов. С этого времени г. Туркестан приобрел значение политического центра Казахского ханства и постоянной резиденции казахов. Однако внутриполитическая жизнь в Казахстане не была стабильной.

Время правления Есим-хана (1598 - 1628 гг.) было очень сложным. На юге шла постоянная борьба с бухарским ханом за овладание Ташкентом, на востоке усиливались ойратские племена, в самом Казахском ханстве происходили сепаратистские выступления султанов. С именем Есим - хана связано создание Уложения, известное как (Древняя дорога хана Есима). После смерти Есима ханом был провозглашен его сын - Джангир (1628 - 1652 гг.).

Этот период был едва ли не самым тяжелым временем в истории казахской нации, периодом великих бедствий и страданий, связанных с нашествием джунгар. Все годы правления Джангир-хана прошли в борьбе с ойратами, которые в 1635 г . объединились в единое государство - Джунгарское ханство. Теснимые Цинской империей, в поисках пастбищ и выхода к торгово - ремесленным центрам юга Казахстана и Средней Азии, джунгары вторгались в казахские земли, занимая их кочевья, пастбища. Уже в 20-х годах XVII в. огромная масса ойратов кочевали по Оми, Тоболу, Ишиму, Иртышу. Казахи были потеснены в южном и западном направлении, где им пришлось столкнуться с другими народами (узбеками, ногайцами и другими).

Источники, относящиеся к этому периоду, упоминают, помимо незначительных столкновений, три крупных сражения между казахами и джунгарами. Одно из них произошло в местности Орбулак в 1644 г ., когда хан Джангир, имея 600 вооруженных всадников разгромил войско джунгарского хунтайши Батур-хана. Казахские воины храбростью и смелостью доказали способность защитить свободу и независимость своей земли, хотя вторжения ойратской армии на казахские земли продолжались, и были захвачены многие города на юге страны. Джангир-хан погиб в 1652 г . в одном из сражений, похоронен в г. Туркестане, возле мечети Ходжа Ахмада Ясави.

Некоторая стабильность и укрепление Казахского ханства происходит при Тауке - хане (1680 - 1715/18 гг.), сыне Джангир - хана. Тауке стремился укрепить свою власть с помощью представителей степной аристократии - биев. Он упорядочил деятельность бийских советов, превратив их в важнейший орган с совещательными функциями, с правом решения важнейших вопросов внешней и внутренней политики Казахского ханства. При Тауке были кодифицированы и дополнены нормы обычного права казахов - <Жеты Жаргы>. По времени их появление вероятнее всего относится к 70-м годам X V II века. В <Жеты Жаргы>были закреплены основные принципы и нормы права средневекового казахского общества. Законы Тауке юридически закрепляли нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях, то есть охватывали практически все стороны жизни.

В период правления Тауке-хана обострились казахско-джунгарские отношения. Джунгарские правители стремились овладеть Южным Казахстаном, где находились значительные торговые центры. Казахские города Сыгнак, Туркестан, Отрар, Сайрам и Сузак превратились в своеобразные стратегические пункты в борьбе с Джунгарией. Сражения следовали одно за другим в 1711-1712, 1714, 1717 гг., в которых инициатива принадлежала джунгарам.

Тауке-хан был последним из казахских ханов, чья власть распространялась на все три казахских жуза, а Казахское государство функционировало как централизованное.

 

 

6.4 Социально-экономическое и культурное развитие Казахстана в XVI-XVIII вв.

 

В XV - XVII вв. у казахов степных районов в качестве преобладающей сохранялась исторически сложившаяся, соответствовавшая природно-климатическим условиям зоны сухих степей и полупустынь отрасль хозяйства - кочевое и полукочевое скотоводство.

Закрепились ранее сложившиеся маршруты и годичные циклы кочевания со сменой сезонных пастбищ (коктеу, джайляу, куздеу, кыстау). При этом каждый род, который мог состоять из десятков, а нередко и более сотни аулов, традиционно кочевал в пределах определенной географической зоны. Выбор места кочевий, конечно, зависел не только от традиций и хозяйственных нужд, но и от политических условий в ханстве.

В разных регионах Казахского ханства земледелие было распространено крайне неравномерно, в большинстве из них земледельческое хозяйство занимало небольшое место или вовсе отсутствовало. В то же время в других районах, где издавна существовали очаги земледельческой культуры, и именно в Жетысу и Южном Казахстане земледелие имело важное хозяйственное значение.

Переход кочевников к земледелию совершался чаще всего под давлением экономической необходимости, и к оседлости переходили прежде всего бедняки, не имевшие возможность кочевать.

Упадок кочевого скотоводства казахов начинается в X V II - начале X V III вв. в связи с нашествием джунгар, которые вытеснили казахов из Семиречья, Южного Казахстана, присырдарьинских районов, Восточного и Центрального Казахстана. Большая часть казахских племен и родов откочевали к границам Российского государства, некоторые в районы Средней Азии. Многие казахи лишились значительной площади летних пастбищ.

В XVIII веке были начаты первые попытки сенокошения и богарного земледелия, что было занятием, безусловно, новым для кочевников. Запасы сена на зиму первоначально пытались заготавливать хозяйства казахских ханов и султанов для <хворого скота>.

С середины X V III столетия начинается переход значительных групп казахского населения к земледелию, особенно в южных районах, в Семиречье и Восточном Казахстане. Увеличиваются площади орошаемых земель, благодаря строительству ирригационных сооружений в Семиречье, Южном Казахстане.

Характерной особенностью социального деления казахского общества являлась дифференциация индивидов на так называемую <белую кость>(ак суйек) и <черную кость>(кара суйек). Первый социальный слой представлял собой закрытую привилегированную корпорацию индивидов, непроницаемую извне в силу ее социальной изолированности и большой значимости в структуре общественных отношений. К ней относились два аристократических сословия - торе и кожа.

В отличие от ак суйек сословно-корпоративные группы <черной кости>являлись открытыми статусами, достижение которых было доступно любому индивиду в зависимости от его личных качеств и имущественного положения. К ним принадлежали категории биев, тарханов, батыров, старшин (аксакалов).

Привилегированную элиту кочевого общества составляло аристократическое сословие торе (султанов), являвшееся <белой кости>. Оно объединяло группу лиц, принадлежавших к одной из ветвей потомков Чингиз-хана и находившихся вне генеалогической структуры жузов. Казахские торе (султаны) вели свое происхождение, согласно традиционным представлениям кочевников региона, от старшей линии чингизидов - потомков Джучи (джучидов).

Сословие торе играло огромную роль в социальной, политической и военной жизни казахов. Из его среды избирались высшие структуры власти в государственных образованиях казахов, т. е. ханы, представлявшие собой центральное звено в политической системе кочевого общества. Принадлежность к сословию торе султанов по праву рождения, означала фактическую принадлежность индивида к господствующему классу и предопределяла его преимущественное право осуществлять регламентацию и регулирование общественных отношений.

Другую элитную группу кочевников представляло сословие служителей мусульманского культа - кожа, пользовавшихся наследственными привилегиями, игравших важную роль в духовной жизни казахского общества. Все ритуальные обряды - обрезание, свадьба, похороны и поминки совершались при непременном участии кожа, которые узаконивали их чтением Корана. Политическое влияние кожа в кочевом обществе было незначительными, что во многом объясняется своеобразием ислама в степи.

Среди привилегированных социальных категорий <черной кости>чрезвычайно важное место занимало у казахов сословие биев, осуществлявших функции судебной власти в кочевых общинах.

Большое социальное значение и политическое влияние в казахском обществе имела социальная группа батыров - военных предводителей. Звание <батыр>никогда не было наследственным, его приобретали только личными подвигами.

Определенное место в социальной стратификации казахского общества принадлежало категории тарханов, то есть лиц, наделенных за разные заслуги верховной властью привилегиями, например, при уплате налогов и проч.

Наиболее многочисленную прослойку господствующего класса казахов представляли старшины (<аксакалы>), осуществлявшие социально-регулирующие функции во всех звеньях кочевых общин.

Наряду с разными сословными группами, представлявшими господствующую часть кочевого общества и свободными общинниками, существовали категории зависимого населения - рабы и толенгуты. Толенгутами называли лиц, находившихся на службе у султанского сословия. Рабы (кулы) набирались из среды пленных и использовались главным образом в личном хозяйстве.

Большую роль в политической и экономической жизни Казахстана в X V I - X V II вв. продолжали играть города, с ярко выраженной специализацией производства. В крупных мастерских производили изделия определенного вида - водоносные кувшины, двуручные горшки и хумы. Металлургия и кузнечное ремесло, как и прежде, имели в городе широкое распространение, о чем говорят многочисленные находки криц и остатков железоплавильных печей.

Ювелиры широко использовали в производстве цветной камень: сердолик, огненный опал, яшму, нефрит, агат, серпентинит, горный хрусталь. Их вставляли в перстни, а также употребляли как поделочный материал для самих перстней.

Большое и важное место в жизни казахов занимали различные предметы из кожи. Из шкур шили различную одежду, из кожи - обувь, сосуды различного назначения, мастерили конскую сбрую, создавали настенные панно, сундуки.

Первейшая необходимость в жизни кочевника - создание различных частей войлочного покрытия юрты. Из войлока делали потники под седла, шили войлочные головные уборы, плащи, войлочные чулки для сапог, ухваты для казана. Но основная масса войлочных предметов использовалась во внутреннем убранстве юрты, дома.

Ковроделие составляло важную отрасль в казахском ткачестве. Безворсовые ковры стелили на пол или вешали на стену, ворсовые же - в основном были украшением стен жилища. С ковроделием тесно связано ткачество подвесных сумок (аяк кап), переметных сум (коржын), подвесных сумок больших размеров, чехлов для сундуков, тюков и т. д.

Одежда казахов находилась в полной гармонии с их образом жизни и сезонным ритмом кочевания.

Мужская нательная одежда состояла из рубахи (койлек) и штанов (дамбал), служивших в холодное время года нижним бельем. Поверх рубахи надевали камзол (бешмет). Наиболее распространенной формой верхней одежды были халаты (шапан).

Основными компонентами женской одежды были в зависимости от благосостояния хлопчатобумажные и ситцевые или шелковые и атласные платья, украшенные вышивкой и аппликациями. Молодые женщины и девушки поверх платья надевали расшитые нагрудники. Обязательным элементом женской одежды были штаны, сшитые из той же ткани, что и платья. Поверх платья носили безрукавки (камзол) и бешметы.

Казахи с древнейших времен и до начала ХХ в. широко пользовались древним народным календарем, в основу которого лег двенадцатилетний животный цикл - мушел.

Народные торжества (мейрам, той, ас) и игры, как правило, посвящались знаменательным событиям и носили общественный характер.

Одним из самых крупных праздников народов Средней Азии и Казахстана считался Наурыз (Новый год), празднуемый в день весеннего равноденствия, 22 марта. К Наурызу каждая семья заранее готовила ритуальное блюдо (наурыздык, наурыз коже), состоящее из семи традиционных продуктов.

В силу кочевого уклада жизни казахов наибольшее распространение получили конные состязания и всевозможные игры на лошадях, развивающие в людях силу, ловкость, мужество.

Культ предков занимал заметное место в верованиях казахов. Они с почтением относились к могилам предков. На могилах каялись, приносили присягу.

В рассматриваемый период в Казахстане был распространен ислам, в соответствии с новой религией принято было отмечать два ежегодных религиозных праздника - разговения или окончания поста - Ураза айт и через 70 дней - жертвоприношение - Курбан айт.

Однако в X V - X V II вв. ислам не имел большого влияния на семейную жизнь казахов, не было обряда венчания невесты в присутствии муллы. Супружеские узы скреплялись общим одобрением народа, пением хоровых песен <жар-жар>, исполнявшихся на свадебном торжестве.

Погребальные обряды X V - X V III вв. были смешанными: основывались как на обрядах ислама, так и на обычаях культа <танир>. У казахов существовала вера в загробную жизнь. В доме покойника проводился обряд ночной охраны. На другой день умерший подвергался очищению огнем, после чего хоронили рядом с зимовкой.

Широко развивалось в X V - X V III вв. устное поэтическое творчество казахов и музыка. Устное творчество представлено поэтами-импровизаторами - акынами, сказителями - жырау. Предания сохранили имена представителей казахской устной поэзии: Шалкииз-жырау (X V в.), Доспамбет-жырау (X V I в.), Жиембет (X V II в.).

Из поколения в поколение передавались произведения героического эпоса <Кобланды батыр>, <Алпамыс батыр>, <Ер-Таргын>, <Камбар батыр>и др., слагались обрядовые песни и сказки. В песнях, поэмах, эпических сказаниях прославлялись самоотверженность и подвиги батыров в защите родины, рассказывалось о жизни и быте народа. К социально-бытовым и лирическим поэмам относятся <Козы-Корпеш и Баян сулу>, <Кыз Жибек>, <Кульше кыз>, <Сулу шаш>и др.

Песни жырау - Таттикары, Умбетея, Шала, Котеша - сохранились отрывочно. Известна жоктау - поминальная песня Умбетея, посвященная смерти батыра Богембая, в которой акын воспевает его подвиги в сражениях с джунгарами.

Сохранилось несколько произведений известного жырау X V III в. Бухара Калкаманулы (1693 - 1787 гг.). Он создал много дидактических песен-размышлений, выражавших идею сохранения и упрочения независимости, поддерживал хана Абылая, в отдельных случаях оказывал существенное влияние на Абылая в его делах по управлению жузом, при разборе им различных споров и тяжб. Одна из стержневых тем сочинений Бухар жырау - любовь к Родине, патриотизм.

В устном народном творчестве X V III в. особое место занимает ораторское слово казахских биев. Полные пафоса афористические высказывания Толе би из рода уйсун, Каздауысты Казыбек би из рода каракесек, Айтеке би из рода алшын и др., призывавшие народ к единению, к согласованной вооруженной борьбе против внешнего врага, имели в свое время большое политическое значение.

В жизни казахов большую роль играло музыкальное искусство - вокальное и инструментальное. Распространенными музыкальными инструментами были домбыра, кобыз, сыбызгы.

Письменная историография. В X V I - X V II вв. письменная литература на казахском языке была распространена в виде книг религиозного и историко-легендарного содержания, создавались исторические сочинения и генеалогии.

Наиболее важным памятником казахской исторической литературы X V II в. является сочинение Кадыргали Жалаири <Жами ат-таварих>(Сборник летописей). Это историческое сочинение, излагающее события, происшедшие в Казахстане, Средней и Центральной Азии в период XIII - X V I вв.

В X V I веке жил и творил историк Мухаммед Хайдар Дулати, его произведение <Тарихи-и Рашиди>содержит бесценные факты из жизни Казахского ханства. Труд Мирза Хайдара <Тарихи-и Рашиди>был написан в Кашмире (1543 - 1546 гг.) на персидском языке. Основное содержание <Тарих-и Рашиди>составляет история восточной ветви Чагатаидов, внутренняя борьба в улусе, подготовившая возвышение племени дуглат и правление его владетелей в Восточном Туркестане.