Раздел IV
Культура
средневекового Казахстана ( V I - нач. Х V вв.)
4.1 Города и
городская культура в VI - нач.XIII вв.
На обширной территории
Казахстана издревле существовали крупные историко-культурные районы,
характеризующиеся оседлой, а в средние века и городской жизнью. Таковыми были
Южный Казахстан и Семиречье.
Города состояли из трех
частей - цитадели, шахристана и рабада. Цитадель - наиболее укрепленная
центральная часть города или крепости, приспособленная к самостоятельной
обороне, последнее убежище защитников при штурме. Шахристан - основное ядро
города (резиденции правителя и знати), включающее цитадель и обнесенное
стеной. Рабад - пригородные ремесленные слободы, расположенные за пределами
шахристана.
Важная роль в жизни
города принадлежала базару и торговым постройкам. Внутригородские рынки
арабские авторы называют <сук>и <асвак>, персидские - <базар>. Базары могли
находиться в шахристане и на территории рабадов.
В X - XII вв. в городах
Южного Казахстана появились бани. В больших городах насчитывалось по
нескольку десятков бань. В ряду общественных построек баня занимала видное
место. В рабаде Отрара раскопаны две бани XI - XII вв.
Рост числа городов, их
территориальное расширение, увеличение количества городского населения
сказалось на дальнейшем развитии ремесла и торговли. Судя по раскопкам
кварталов гончаров, в XI - XII вв. появляются небольшие ремесленные
мастерские.
Как правило, города
располагались в удобных и в торговом, и в стратегическом отношениях местах. В
развитии городов и городской культуры важную роль играла транзитная торговля
по Шелковому пути.
Торговля служила одним из
важнейших факторов развития города. В городе сходились три основных
направления: товарообмена между странами, между ремеслом и сельским хозяйством
(город и его округа), между городом и кочевой степью. Великий Шелковый путь
проходил по югу Казахстана через Семиречье. Известно описание его участка,
пролегавшего через города Суяб, Тараз и Испиджаб. В Испиджабе от него
отходила ветвь на северо-запад - в Фараб, Шавгар и дальше в низовья Сырдарьи.
Из Китая везли шелк,
лаковые изделия, бумагу, зеркала. В Китай из стран Запада поступала краска
для бровей, вавилонские ковры, драгоценные камни, кораллы и жемчуга, стекло,
ткани.
Обменная торговля с кочевниками
осуществлялась на ярмарках, которые происходили в больших и пограничных
городах - Испиджабе, Отраре, Дех-Нуджикесе. Важным торговым центром
Юго-Западного Семиречья был Тараз, о котором источники говорят как о <городе купцов>,
Чуйской долины - Суяб, где <смешанно живут торговцы из разных стран>, а половину
жителей города составляют купцы.
Для IX - XII вв.
характерен рост товарно-денежных отношений, который вытеснял товарный обмен.
В крупных городах Казахстана функционировали монетные дворы. В XI - XII вв.
возрастает роль золота как средства обращения.
4.2 Религиозные
верования и культы
Основой религии древних
тюрков было поклонение Небу (Тенгри) и Земле-Воде (Иер-Суб). В этой паре
божественных сил основным было Небо. Следующим по значению было женское
божество Умай - покровительница домашнего очага и детей.
Среди древних тюрков
получили распространение различные культы, среди которых наиболее популярными
были культ огня, культ животных, культ растений. Наряду с древними языческими
верованиями и культами в городе и степи распространились мировые религии.
Важную роль в этом процессе играл Великий Шелковый путь.
Тюрки с V I в. испытывали
сильное влияние буддизма, который имел достаточно широкое распространение на
юге Казахстана и в Семиречье. Об этом в первую очередь свидетельствуют
находки буддийских храмов, монастырей.
Наряду с буддизмом по
Шелковому пути распространялось христианство несторианского толка. В V II- V
III вв. несторианство широко распространилось в городах Южного Казахстана и
Семиречья. На рубеже IX-X вв. была образована особая карлукская митрополия, в
Таразе и Мирки действовали христианские церкви.
По Шелковому пути
распространилась также религия - манихейство, которая возникла в III в. в
Иране и представляла собой синтез зороастризма и христианства. Своих
приверженцев имело манихейство в Семиречье и на юге Казахстана, в первую
очередь, в среде оседлого населения.
Среди жителей
средневековых городов были представители еще одной мировой религии -
зороастризма, возникшей в V II- V I вв. до н. э. на территории древнего
Ирана. Памятники зороастризма (остатки башнеподобных сооружений) можно
проследить в Средней Азии, в сырдарьинских городах и Семиречье.
4.3 Памятники
древнетюркской письменности
Языковая ситуация в
степной зоне юга Казахстана и в Семиречье начала существенно меняться в
середине V I века, когда, после возникновения Тюркского каганата, началось
массовое переселение сюда древнетюркских племен. В V I- V III вв. в
Казахстане и на соседних территориях складывается несколько древнетюркских
языковых групп: булгаро-хазарская, западнотюркская (огузская), карлукская,
кимако-кыпчакская.
Древнейшей находкой в
Казахстане является Иссыкская надпись на серебряной чашечке, обнаруженной при
раскопках сакского кургана близ Алматы. Однако определение ее языка до сих
пор дискуссионно.
В начальный период
истории Тюркского каганата на основе согдийского письма, дополненного
несколькими знаками, сходными с древнетюркскими тамгами (родовыми символами),
в тюркской среде возникло руническое письмо. Оно состояло из 38 не
сливавшихся между собой на письме знаков геометризованных очертаний. По месту
находки основных памятников (долины рек Енисея и Орхон) письмо стали также
называть <орхоно-енисейским>.
Наряду с тюркским
руническим письмом на юге Казахстана и в Семиречье был распространен
согдийский язык. Им пользовались и как языком международного общения и в
среде согдийского и тюркского населения. Использовались, также, сирийская и
уйгурская письменность.
Древнетюркское руническое
письмо вышло из употребления после XI-XII вв. Его потеснил сначала уйгурское,
а затем арабское письмо, распространившееся среди тех тюркских племен,
которые приняли ислам.
4.4 Ученые и
мыслители
Свидетельством развития
средневековой культуры является научная деятельность философа -
энциклопедиста Абу Наср Мухаммеда аль-Фараби. Он занимался философией,
математикой, геодезией, архитектурой, теорией музыки, известен исследованиями
в области этики. Его при жизни назвали вторым, после Аристотеля, учителем
Востока. Аль-Фараби родился в 870 г . в Отраре (Фараб). Умер он в 950 г . в
Дамаске. Писал аль-Фараби на арабском языке. Нам известно сейчас свыше 160
его трудов. Были опубликованы отдельными изданиями его философские,
социально-экономические, логические и другие трактаты.
Известным представителем
тюркоязычной литературы X - XII вв. является Юсуф Баласагуни. Ему принадлежит
написанная в 1069 - 1070 гг. поэма <Кутадгу билиг>(<Благодатное знание>). <Кутадгу билиг>состоит
из 6520 бейтов (85 глав) и имеет приложение из 124 бейтов. В предисловии
поэмы сказано, что она написана <на бограхановском языке, тюркскими словами>.
<Кутадгу билиг>является не просто этико-моралистическим трактатом, но
глубоким философско-дидактическим произведением, рисующим нормы идеального,
по мнению автора, общества, правила поведения людей различных сословий в этом
обществе и правила взаимоотношений между правящими и управляемыми.
Особо следует сказать о
Махмуде Кашгари, который получил сначала образование в Кашгаре, а затем
продолжил обучение в Бухаре и Нишапуре. В течение длительного времени Махмуд,
проявивший незаурядный интерес к языкам, фольклору и этнографии тюркских
племен, путешествовал по землям, населенным тюрками, старательно записывая
слова их языков, их загадки, легенды, обычаи. Все свои наблюдения Махмуд
обобщил в главном труде своей жизни <Дивану лугат ат-тюрк>(<Словарь тюркских языков>).
Тюркская энциклопедия была написана в 1072 - 1083 годах. <Словарь тюркских языков>является
подлинной энциклопедией тюркской народной жизни раннего средневековья.
В средневековье жил и
творил глава тюркской ветви суфизма, мыслитель и поэт Ходжа Ахмет Ясави (по
разным данным он прожил 73 года, 85 лет, 125 лет, точно известна дата смерти
- 1166 г.). Сохранилось его произведение <Диван-и-хикмет>(Книга мудрости),
написанная на кыпчакском диалекте тюркского языка.