Раздел IV

Культура средневекового Казахстана ( V I - нач. Х V вв.)

 

4.1 Города и городская культура в VI - нач.XIII вв.

 

На обширной территории Казахстана издревле существовали крупные историко-культурные районы, характеризующиеся оседлой, а в средние века и городской жизнью. Таковыми были Южный Казахстан и Семиречье.

Города состояли из трех частей - цитадели, шахристана и рабада. Цитадель - наиболее укрепленная центральная часть города или крепости, приспособленная к самостоятельной обороне, последнее убежище защитников при штурме. Шахристан - основное ядро города (резиденции правителя и знати), включающее цитадель и обнесенное стеной. Рабад - пригородные ремесленные слободы, расположенные за пределами шахристана.

Важная роль в жизни города принадлежала базару и торговым постройкам. Внутригородские рынки арабские авторы называют <сук>и <асвак>, персидские - <базар>. Базары могли находиться в шахристане и на территории рабадов.

В X - XII вв. в городах Южного Казахстана появились бани. В больших городах насчитывалось по нескольку десятков бань. В ряду общественных построек баня занимала видное место. В рабаде Отрара раскопаны две бани XI - XII вв.

Рост числа городов, их территориальное расширение, увеличение количества городского населения сказалось на дальнейшем развитии ремесла и торговли. Судя по раскопкам кварталов гончаров, в XI - XII вв. появляются небольшие ремесленные мастерские.

Как правило, города располагались в удобных и в торговом, и в стратегическом отношениях местах. В развитии городов и городской культуры важную роль играла транзитная торговля по Шелковому пути.

Торговля служила одним из важнейших факторов развития города. В городе сходились три основных направления: товарообмена между странами, между ремеслом и сельским хозяйством (город и его округа), между городом и кочевой степью. Великий Шелковый путь проходил по югу Казахстана через Семиречье. Известно описание его участка, пролегавшего через города Суяб, Тараз и Испиджаб. В Испиджабе от него отходила ветвь на северо-запад - в Фараб, Шавгар и дальше в низовья Сырдарьи.

Из Китая везли шелк, лаковые изделия, бумагу, зеркала. В Китай из стран Запада поступала краска для бровей, вавилонские ковры, драгоценные камни, кораллы и жемчуга, стекло, ткани.

Обменная торговля с кочевниками осуществлялась на ярмарках, которые происходили в больших и пограничных городах - Испиджабе, Отраре, Дех-Нуджикесе. Важным торговым центром Юго-Западного Семиречья был Тараз, о котором источники говорят как о <городе купцов>, Чуйской долины - Суяб, где <смешанно живут торговцы из разных стран>, а половину жителей города составляют купцы.

Для IX - XII вв. характерен рост товарно-денежных отношений, который вытеснял товарный обмен. В крупных городах Казахстана функционировали монетные дворы. В XI - XII вв. возрастает роль золота как средства обращения.

 

 

4.2 Религиозные верования и культы

 

Основой религии древних тюрков было поклонение Небу (Тенгри) и Земле-Воде (Иер-Суб). В этой паре божественных сил основным было Небо. Следующим по значению было женское божество Умай - покровительница домашнего очага и детей.

Среди древних тюрков получили распространение различные культы, среди которых наиболее популярными были культ огня, культ животных, культ растений. Наряду с древними языческими верованиями и культами в городе и степи распространились мировые религии. Важную роль в этом процессе играл Великий Шелковый путь.

Тюрки с V I в. испытывали сильное влияние буддизма, который имел достаточно широкое распространение на юге Казахстана и в Семиречье. Об этом в первую очередь свидетельствуют находки буддийских храмов, монастырей.

Наряду с буддизмом по Шелковому пути распространялось христианство несторианского толка. В V II- V III вв. несторианство широко распространилось в городах Южного Казахстана и Семиречья. На рубеже IX-X вв. была образована особая карлукская митрополия, в Таразе и Мирки действовали христианские церкви.

По Шелковому пути распространилась также религия - манихейство, которая возникла в III в. в Иране и представляла собой синтез зороастризма и христианства. Своих приверженцев имело манихейство в Семиречье и на юге Казахстана, в первую очередь, в среде оседлого населения.

Среди жителей средневековых городов были представители еще одной мировой религии - зороастризма, возникшей в V II- V I вв. до н. э. на территории древнего Ирана. Памятники зороастризма (остатки башнеподобных сооружений) можно проследить в Средней Азии, в сырдарьинских городах и Семиречье.

 

 

4.3 Памятники древнетюркской письменности

 

Языковая ситуация в степной зоне юга Казахстана и в Семиречье начала существенно меняться в середине V I века, когда, после возникновения Тюркского каганата, началось массовое переселение сюда древнетюркских племен. В V I- V III вв. в Казахстане и на соседних территориях складывается несколько древнетюркских языковых групп: булгаро-хазарская, западнотюркская (огузская), карлукская, кимако-кыпчакская.

Древнейшей находкой в Казахстане является Иссыкская надпись на серебряной чашечке, обнаруженной при раскопках сакского кургана близ Алматы. Однако определение ее языка до сих пор дискуссионно.

В начальный период истории Тюркского каганата на основе согдийского письма, дополненного несколькими знаками, сходными с древнетюркскими тамгами (родовыми символами), в тюркской среде возникло руническое письмо. Оно состояло из 38 не сливавшихся между собой на письме знаков геометризованных очертаний. По месту находки основных памятников (долины рек Енисея и Орхон) письмо стали также называть <орхоно-енисейским>.

Наряду с тюркским руническим письмом на юге Казахстана и в Семиречье был распространен согдийский язык. Им пользовались и как языком международного общения и в среде согдийского и тюркского населения. Использовались, также, сирийская и уйгурская письменность.

Древнетюркское руническое письмо вышло из употребления после XI-XII вв. Его потеснил сначала уйгурское, а затем арабское письмо, распространившееся среди тех тюркских племен, которые приняли ислам.

 

 

4.4 Ученые и мыслители

 

Свидетельством развития средневековой культуры является научная деятельность философа - энциклопедиста Абу Наср Мухаммеда аль-Фараби. Он занимался философией, математикой, геодезией, архитектурой, теорией музыки, известен исследованиями в области этики. Его при жизни назвали вторым, после Аристотеля, учителем Востока. Аль-Фараби родился в 870 г . в Отраре (Фараб). Умер он в 950 г . в Дамаске. Писал аль-Фараби на арабском языке. Нам известно сейчас свыше 160 его трудов. Были опубликованы отдельными изданиями его философские, социально-экономические, логические и другие трактаты.

Известным представителем тюркоязычной литературы X - XII вв. является Юсуф Баласагуни. Ему принадлежит написанная в 1069 - 1070 гг. поэма <Кутадгу билиг>(<Благодатное знание>). <Кутадгу билиг>состоит из 6520 бейтов (85 глав) и имеет приложение из 124 бейтов. В предисловии поэмы сказано, что она написана <на бограхановском языке, тюркскими словами>. <Кутадгу билиг>является не просто этико-моралистическим трактатом, но глубоким философско-дидактическим произведением, рисующим нормы идеального, по мнению автора, общества, правила поведения людей различных сословий в этом обществе и правила взаимоотношений между правящими и управляемыми.

Особо следует сказать о Махмуде Кашгари, который получил сначала образование в Кашгаре, а затем продолжил обучение в Бухаре и Нишапуре. В течение длительного времени Махмуд, проявивший незаурядный интерес к языкам, фольклору и этнографии тюркских племен, путешествовал по землям, населенным тюрками, старательно записывая слова их языков, их загадки, легенды, обычаи. Все свои наблюдения Махмуд обобщил в главном труде своей жизни <Дивану лугат ат-тюрк>(<Словарь тюркских языков>). Тюркская энциклопедия была написана в 1072 - 1083 годах. <Словарь тюркских языков>является подлинной энциклопедией тюркской народной жизни раннего средневековья.

В средневековье жил и творил глава тюркской ветви суфизма, мыслитель и поэт Ходжа Ахмет Ясави (по разным данным он прожил 73 года, 85 лет, 125 лет, точно известна дата смерти - 1166 г.). Сохранилось его произведение <Диван-и-хикмет>(Книга мудрости), написанная на кыпчакском диалекте тюркского языка.