Раздел Х II

Казахстан на современном этапе

 

12.1 Этапы становления суверенитета

 

Конец 80-х годов был ознаменован началом распада СССР. На съездах народных депутатов и партийных форумах стала обсуждаться идея суверенитета, экономической самостоятельности, заключения нового Союзного договора.

В условиях стремительного развала системы государственной власти и экономики страны закономерным стало введение президентского правления в Казахстане. 24 апреля 1990 г . в республике был учрежден пост Президента Казахской ССР, на сессии Верховного Совета им был избран Н.А. Назарбаев. 25 октября 1990 г . Верховный Совет Казахстана принял <Декларацию о суверенитете Казахской ССР>. Обретение суверенитета ускорило процесс демократизации в Казахстане. Данный документ выступал основой для разработки новой Конституции и других законодательных актов, реализующих статус Республики как суверенного государства.

В республике были проведены определенные преобразования: департизация органов прокуратуры, КГБ, Внутренних дел, юстиции, судов. Вышли указы Президента о переходе государственных предприятий и организаций союзного подчинения в ведение правительства Казахской ССР, об обеспечении самостоятельности внешнеэкономической деятельности республики, о создании золотого запаса республики и Алмазного фонда в Казахстане. Образована специальная комиссия по оценке событий в г. Алма-Ате 17-18 декабря 1986 г . Президентом Республики был подписан Указ о закрытии Семипалатинского полигона. Кроме того, была решена очень больная для Казахстана проблема, он стал безъядерной зоной. Об этом подробно написал в своей работе <Эпицентр мира>Н.А. Назарбаев.

2 октября 1991 г . впервые за 40 лет существования на казахской земле космодрома Байконур с него стартовал в космос первый космонавт - казах Т. О. Аубакиров.

1 декабря 1991 г . состоялись всенародные выборы первого Президента Казахстана. В результате демократических выборов им избран Н.А. Назарбаев.

16 декабря 1991 г . был принят Конституционный закон <О государственной независимости Республики Казахстан>, который стал новым этапом в политико-конституционном развитии республики и отразил такие основополагающие демократические принципы, как риоритет прав и свобод личности, политическая стабильность, межнациональное согласие. Этот день был объявлен Днем независимости.

В декабре 1991 года было положено начало создания Союза Независимых Государств (СНГ). Сначала 8 декабря в Минске, в Беловежской пуще, состоялась встреча лидеров России, Белоруссии и Украины, которые подписали соглашение об аннулировании Договора 1922 года об образовании СССР и одновременно - о создании СНГ. Затем в Ашхабаде 13 декабря произошла встреча лидеров республик Средней Азии и Казахстана, которые проанализировав Беловежское соглашение, выразили готовность к полноправному участию в формировании нового содружества. 21 декабря 1991 г . в Алма-Ате на совещании глав 11 независимых государств, входивших в состав бывшего Союза ССР, был подписан Протокол соглашения о создании СНГ.

В Казахстане начался динамичный процесс развития независимого суверенного государства. 2 мая 1992 г . вышла книга Президента Н. А. Назарбаева <Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства>, где были определены основные цели и направления развития нашего независимого государства в контексте новой исторической ситуации.

В республике началась работа по формированию законодательной базы в области государственных символов и атрибутики. 4 июня 1992 г . были утверждены государственный флаг Республики Казахстан (автор Ш. Ниязбеков), государственный герб (авторы: Ж. Малибеков, Ш. Валиханов), государственный гимн (авторы музыки: М. Тулебаев, Е. Брусиловский, Л. Хамиди; слова: М. Алимбаева, К. Мырзалиева, Т. Молдагалиева, Ж. Дарибаевой).

В 2005 году был принят новый гимн Республики Казахстан. В основу нового гимна был положен текст и музыка очень популярной в народе песни , выдающегося композитора-песенника Ш. Калдаякова. В слова этой песни (написанные еще в 50 годы поэтом Ж. Нажмиденовым) были внесены некоторые коррективы Президентом республики Казахстан Н.А. Назарбаевым.

Были приняты меры по разделению функций законодательной и исполнительной власти, начата работа по парламентской реформе и преобразованию местных органов власти. В январе 1993 г . была принята первая Конституция Республики Казахстан. Положительные моменты в ней выражались в том, что Конституция впервые во всемирной истории легитимировала такое социально-этническое явление как <народ Казахстана>, далее впервые в отечественной истории была проработана и реализована концепция прав человека и разделения властей. Однако Конституция 1993 года не решила в должной мере уже назревшие к тому времени проблемы конституционной реформы в Казахстане.

С марта 1995 г . в развитии общественно-политической жизни Казахстана начался новый этап. 30 августа на всенародном референдуме была принята новая Конституция Республики Казахстан. Конституция 1995 года по-новому, с учетом требований времени, определила вопросы организации управления государством, собственности, прав и свобод граждан. Конституция значительно повысила статус Президента и закрепила конституционное положение об учреждении президентской системы правления в Республике Казахстан. Президенту предоставляются полномочия конституционного арбитра, позволяющего обеспечить согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственности их перед народом.

Идея о двухпалатном Парламенте стала предметом обсуждения и нашла свое отражение в Конституции 1995 года. На основе новой Конституции 9-го декабря 1995 года состоялись выборы в первый двухпалатный Парламент в истории РК. Верхняя палата получила название - Сенат, нижняя - Мажилис. Начался процесс формирования многопартийной системы. В 90-х гг. и позже появилось немало политических партий - Партия <Отан>, современное название <Нур-Отан>, пратия <Ак-Жол>, в 2004 г . появилась новая партия <Настоящий Ак-Жол>, современное название <Азат>, <Коммунистическая партия Казахстана>, <Демократическая партия Республики Казахстан>и другие, общественно-политические движения - <Лад>, Либеральное, рабочее движение, национально-культурные центры, профсоюзы. Была создана также ныне действующая Ассамблея народа Казахстана, первая сессия которой открылась 24 марта в Алматы.

С 10 декабря 1997 г . столицей нашего государства стала Акмола, соответствующая всем параметрам требований, предъявляемым к городам при выборе столицы государства. 6 мая 1998 года город Акмола был переименован в Астану, 10-летний юбилей которой торжественно отмечается в 2008 году в Республике.

По инициативе Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева в октябре 2002 г . в Туркестане прошел второй Всемирный курултай казахов, куда прибыли делегаты почти 40 стран мира. В работе курултая принял участие Президент, избранный Председателем Президиума Всемирной ассоциации казахов.

Эти события свидетельствуют о возрождении культуры и традиций народов Казахстана, консолидации всех слоев населения, дальнейшем развитии казахстанского общества по пути демократизации и свободы.

 

 

12.2 Социально-экономическое развитие Казахстана на современном этапе

 

В условиях суверенного развития основной целью экономической политики Республики Казахстан является реализация собственной модели экономических преобразований и перехода к рынку.

В 1992 г . стратегическое направление социально-экономического развития Казахстана было заложено в работе Н. А. Назарбаева <Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства>, где были определены и хронологические рамки достижения основных экономических целей.

Главными направлениями экономической реформы являются либерализация экономических отношений, трансформация собственности на основе разгосударствления и приватизации, демонополизация экономики, развитие предпринимательства, создание рыночной инфраструктуры, формирование открытой экономической системы с широким привлечением иностранного капитала. Стабилизация финансовой системы стала возможной в результате введения в ноябре 1993 г . национальной валюты - тенге и ужесточения денежно-кредитной политики.

В конце 1995 года была завершена Программа действий правительства по углублению реформ и выходу из экономического кризиса. Основными задачами этой программы было подавление инфляции, либерализация цен и внешнеэкономической деятельности, завершение второго этапа приватизации (массовая и малая приватизация).

Созданы были условия и отработаны механизмы для стабилизации и надежного регулирования курса национальной валюты, нормального функционирования ликвидного валютного рынка. Золотовалютные резервы Национального банка РК к концу 1995 г . составили около 2 млрд. долларов США.

В 1996 г . впервые за последние 5 лет был обеспечен рост валового внутреннего продукта, который в 1997 г . возрос на 2 % против 1996 г . Объем промышленной продукции возрос на 4 %, перевозок грузов - 3,4 %, инвестиций - более, чем на 20 %.

Н. А. Назарбаев в работе <На пороге XX века>призывал к целенаправленной модернизации экономики, финансовой стабилизации, росту заработной платы, пенсионных выплат, создать новые наукоемкие производства, финансирование бюджетных отраслей, поддержка малоимущих слоев населения, инвалидов, пенсионеров.

В 1997 г . в Послании Президента страны народу Казахстана была определена стратегическая программа развития страны <Казахстан - 2030>. В ней давался подробный анализ нынешнего положения республики, изложены семь долгосрочных приоритетов развития страны:

- национальная безопасность;

- внутриполитическая стабильность и консолидация общества;

- экономический рост на базе рыночной экономики с высоким уровнем иностранных инвестиций;

- здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана;

- энергетические ресурсы;

- инфраструктура, в особенности транспорт и связь;

- профессиональное правительство.

Реализация стратегии <Казахстан - 2030>принесла ощутимые результаты. За этот период произошли позитивные структурные сдвиги в произведенном ВВП. Так, за 2000 - 2002 гг. он составил 45 %. В 2000 г . доходы бюджета республики составили 598,7 млрд. тенге. Республика Казахстан обладает мощной топливно-сырьевой базой. Потенциальная стоимость запасов сырья оценивается в 9 триллионов долларов. Примечательным является то, что промышленный рост не только в добывающем секторе, но и в обрабатывающей отрасли. Наметился также рост в пищевой промышленности, химической, машиностроении и ряда других отраслей перерабатывающей промвшленности.

Во внешнеэкономической политике широко используется иностранный капитал, техника и технологии. За годы независимости Казахстан привлек в свою экономику 10 млрд. долларов инвестиций (главным образом из США, Южной Кореи, Турции). В начале 2001 г . в стране работало 1500 зарубежных компаний.

В целях дальнейшей реализации Стратегии <Казахстан - 2030>разработан 10-летний план развития республики. В сфере социально-экономического развития на предстоящее 10-летие сформированы основные задачи: увеличение объема ВВП, национальных капитальных вложений, благосостояние граждан, укрепление безопасности страны и Вооруженных сил.

Главные результаты проводимой экономической реформы были подведены в выступлении Президента РК Н.А. Назарбаева на торжественном собрании, посвященном 15-летию Независимости Республики Казахстан По уровню развития экономики Казахстан сегодня входит в десятку наиболее динамично развивающихся стран мира, что убедительно доказывает экономический рост на уровне 9-10 % ВВП в год. В настоящее время активы созданного в 2000 г . Национального фонда превысили 12 млрд. долларов. Казахстан признан лидером реформ и первым среди государств бывшего СССР получил статус страны с рыночной экономикой и высокие рейтинговые оценки инвестиционного класса. Подводя итог, Президент подчеркивает, что главным условием формирования нашей конкурентоспособности являются эффективность рынка, инновации, степень развития бизнеса, создание технополисов.

 

 

12.3 Казахстан и мировое сообщество

 

С обретением независимости Казахстан вышел на международную арену в качестве суверенного государства. Республика Казахстан стала полноправным членом мирового сообщества, получив признание и поддержку абсолютного большинства государств мира. На сегодняшний день Казахстан признан более 113 государствами, со 105-ю из них установлены дипломатические отношения. В Казахстане функционируют 55 посольств и представительств международных организаций. Расширилась сеть миссий Казахстана за рубежом - открыты посольства и консульства в США, Великобритании, Китае, Индии, Турции, Иране, Италии, Германии и других государствах ближнего и дальнего зарубежья (всего в 20 странах).

Укрепляется взаимодействие, расширяется сотрудничество с наиболее авторитетными международными структурами. В их числе Организация Объединенных Наций (ООН), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Европейское Сообщество (ЕС), Международный и Европейский банки реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Международное агенство по атомной энергии (МАГАТЭ), Международная федерация обществ Красного Креста и Красного полумесяца, Фонда помощи детям (ЮНИСЕФ), Организация ООН по вопросам просвещения, науки и культуры (ЮНЕСКО), ЭСКАТО (экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана, ПРООН (программа развития для государств-членов ООН), ЮНЕП (охрана окружающей среды), ВОЗ (здравоохранение), ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития), ОИК (организация исламской конференции) и др. Республика присоединилась более чем к 40 международным конвенциям, ею подписано около 400 многосторонних и более 700 двусторонних договоров и соглашений).

В целях активизации интеграционных процессов с ближайшими соседями Казахстан в 1994 году заключил с Узбекистаном и Кыргызстаном Договор о создании Единого экономического пространства, на базе которого был создан Центрально-Азиатский союз. Целый ряд договоренностей был заключен с Российской Федерацией. Важнейшей инициативой стало предложение Н. Назарбаева о создании Евразийского Союза, обнародованное в 1994 году. Результатом ее реализации стало создание Евразийского Экономического Союза (ЕвраАзЭС) - организации экономического сотрудничества стран Евразии по модели ЕЭС.

Еще один важнейший рычаг осуществления внешнеполитических задач независимого Казахстана - Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в которую входили пять стран Евразии, имеющие общие границы - Россия, Китай, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.

Уважение и признание Казахстана со стороны мирового сообщества вызвало стремление Казахстана к безъядерному статусу и подписание нашей страной Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Инициативой Казахстана было и создание Совещания взаимодействию и мерам доверия в Азии СВМДА. В 1999 году была принята декларация о принципах, регулирующая взаимоотношения между государствами-членами СВМДА, позволяющая проводить эффективную работу по обеспечению национальной безопасности Казахстана.

Таким образом, в основе сформированных руководством страны внешнеполитической доктрины и концепции национальной безопасности казахстанской дипломатией была решена главная задача - достойное вступление Республики Казахстан в мировой сообщество в качестве нового суверенного государства.

 

 

12.4 Культура Казахстана на современном этапе

 

К концу 80-х годов стала все настойчивей выдвигаться на первый план проблема национальной независимости и государственного суверенитета Казахстана. В 1988 году постановлением ЦК Компартии Казахстана были возвращены народу имена его славных представителей, репрессированных в 1920-50-е годы: Ш. Кудайбердиева, А. Букейханова, А. Байтурсынова, М. Жумабаева, Ж. Аймаутова, М. Дулатова и других. Важным событием стало принятие 22 сентября 1989 года <Закона о языках>, где государственным языком был объявлен казахский, а русский язык - языком межнационального общения.

2000 г . в Казахстане был объявлен Годом поддержки культуры. Под флагом ЮНЕСКО проведены знаменательные события: 150-летний юбилей великого мыслителя и поэта Абая Кунанбаева, 150-летие Жамбыла Жабаева, 100-летие Мухтара Ауэзова, также юбилеи К. Сатпаева, С. Муканова, М. Отемисова. Решением ЮНЕСКО все эти празднования были возведены в ранг международных мероприятий и отмечены во многих странах мира.

Успешно развиваются и международные культурные связи Казахстана с ближним и дальним зарубежьем. Так, в республике были отмечены 1000-летие знаменитого киргизского эпоса <Манас>, дни славянской культуры, посвященные Кириллу и Мефодию, основоположникам славянской письменности.

Искусство Казахстана достойно представляют за рубежом театры, творческие коллективы, отдельные певцы, композиторы, режиссеры, актеры. Одним из ведущих скрипачей Королевского оркестра Великобритании является наш земляк Марат Бисенгалиев. Своим чудесным, неповторимым голосом покорил весь мир Эрик Курмангалиев, к сожалению, рано ушедший из жизни. Желанными гостями крупнейших международных фестивалей, конкурсов являются известные казахстанские музыканты Айман Мусаходжаева, Жания Аубакирова, Гаухар Мурзабекова.

Большую работу с республиканскими и региональными культурными национальными центрами - как главными рычагами возрождения национального языка, культуры, традиций и обычаев проводит Ассамблея народа Казахстана. Ее деятельность направлена также на проведение съездов, фестивалей, организация национальных средств массовой информации, выпуск литературы на языках народов Казахстана. Под ее руководством активизировалась работа национально-культурных центров.

Культура Казахстана поистине уникальна, поскольку представляет собой сплав многовекового духовного опыта всех населяющих страну народов. В стране действуют более 40 театров различных жанров, которые осуществляют постановки на пяти языках, около тридцати организаций индустрии развлечений, 17 тысяч публичных библиотек, шесть тысяч клубов, 92 исторических, художественных и литературных музея.

В Казахстане насчитывается 27 тысяч исторических памятников, ежегодно привлекающих многочисленных туристов из разных стран. Особенно много посетителей привлекает национальный музей <Азрет Султан>с Мавзолеем средневекового поэта-суфия Ходжи Ахмета Ясави.

Памятными событиями, углубляющими наше историческое сознание и возвышающими патриотический дух, явилось возведение мемориалов, памятников, монументов, бюстов легендарным предкам, поэтам, писателям, общественным деятелям, великим полководцам. Так, только в 2000 году в тридцати областях республики были построены и открыты более 30 памятников и среди них самым значимым по своему замыслу, идее и масштабу является монумент <Защитникам Отечества>, изготовленный в Карагандинской области. Он был передан в дар городу Астана в честь празднования 10-летия независимости Казахстана.

Система образования Казахстана отличается широтой и многообразием форм и методов преподавания, высокой культурой и профессионализмом преподавателей.

В Послании Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана первоочередной задачей выдвигается повышение уровня образованности через формирование основ <умной экономики>, использование новых технологий. Поэтому закономерно, что в данном документе ставится важная проблема - создание национальной системы образования, отвечающей международным стандартам.

Этим целям посвящены, главным образом, реформы образования высшей школы, проводимые в республике.

Важнейшими чертами образовательной реформы стали: ориентированность на западные стандарты образования; формирование рынка образовательных услуг, что явилось основой деления вузов на частные и государственные; переход на финансирование не объектов, а субъектов образовательного процесса.

Казахстанским примером сказанного явилось создание международной президентской стипендии <Болашак>. Модернизация государства и общества, построение независимого государства невозможны без подготовки слоя квалифицированных управленцев.

Далее главным системообразующим принципом реформы был объявлен переход от модели <образование для всех>к модели <образование по выбору>. Идеология реформы была сформулирована предельно ясно - интегрировать образовательную систему Казахстана в мировое образовательное пространство.

Следующим этапом совершенствования образовательной модели республики стал переход на кредитную систему обучения. Одной из ее характерных черт явился акцент на самостоятельную работу студентов, которая должна привить специалисту навыки учиться <всю жизнь>.

Главой государства были названы также новые направления развития науки: биотехнология, нанотехнология, космическая деятельность, информационная, коммуникационная технология, именно для них потребуется тысячи квалифицированных специалистов и дипломированных ученых. Поступательное движение образовательной системы республики не может быть осуществлено без значительных ассигнований со стороны государства. Отдача в полной мере зависит от степени интеграции с наукой. Планируется увеличить объем инвестиции в науку до 350 млрд. тенге.

Говоря о развитии культуры Казахстана на современном этапе, необходимо обратить внимание на вопросы по реализации программы <Культурное наследие>. Это продолжение работ по восстановлению исторических и культурных памятников, проведение археологических исследований, научных работ, подготовка изданий национальной научной мысли, художественной литературы, книг по культуре.

В целом основными задачами по развитию культуры Казахстана на современном этапе можно считать следующие.

1. Необходимо воспитывать в молодом поколении духовность, основанную на национальных идеалах, уникальных традициях народа Казахстана и достижениях мировой культуры.

2. Улучшать работу библиотек, пополняя на регулярной основе их книжные фонды, параллельно занимаясь внедрением электронных систем.

3. Необходимо больше использовать потенциал культуры и информации для формирования имиджа страны, утверждая его новую роль на региональном и международном уровнях.

4. Продолжение работы по модернизации государственных СМИ и повышению конкурентоспособности отечественного медиа-рынка.

5. На сегодняшний день вносятся изменения и дополнения в Государственную программу функционирования и развития языков в части осуществления культурного проекта <Триединство языков>. Разработан план по его реализации. Уточнен график поэтапного перевода делопроизводства госорганов на государственный язык. В 2006 году было создано пять, в 2007-м - 12 компьютерных программ по обучению и внедрению государственного языка в делопроизводство.

6. Необходимо использовать все преимущества государственно-частного партнерства для развития культуры. Многие проекты могут быть успешно реализованы при помощи меценатов. Речь идет о способах <распределения усилий>между бюджетом и внебюджетными источниками финансирования сферы культуры.