Об учебнике

 

История Казахстана - наука, изучающая в целостном виде исторические события, явления, факты, процессы, выявляющая исторические законы и закономерности, имевшие место на территории Казахстана с древнейших времен до наших дней.

Истоки истории казахского народа уходят в глубь веков и тысячелетий. Она сложна и своеобразна, тесно связана с историей соседних стран. В своих основных тенденциях развивается в соответствии с закономерностями исторического развития человечества. Изучение ее занимает важное место в формировании исторического сознания.

Историческая наука в Казахстане в советское время играла провинциальную роль. Все теоретические фундаментальные исследования проводились в целом, без внимания оставались определенные, конкретные события. Практически не изучались вопросы внутреннего саморазвития казахского общества. Не менее актуальным являлось исследование связи истории Казахстана с общецивилизационным развитием, развитием тюркского мира. Очень важной была проблема изучения вхождения Казахстана в состав Российской империи, а также ряд других не менее важных вопросов.

Исходя из актуальности вышеизложенных фактов, важным в исторической науке Казахстана в условиях суверенитета является преодоление прежних подходов, которые основывались на марксистско-советской, классовой, партийно-коммунистической идеологии. Необходимо переосмыслить историю Казахстана с позиций объективности, правдивости, документальности, с позиций новых информационных источников, которые ранее были недоступны исследователям.

История Казахстана и населяющих его народов вплоть до начала ХХ столетия не являлась самостоятельным предметом преподавания в учебных заведениях. По мнению некоторых исследователей ( Масанова Н.Э. и др.) в советское время история Казахстана представлялась прежде всего как история казахов, их этнических предков и их контактов с соседними народами. Однако по мере нарастания интеграционных тенденций все больше стала ощущаться потребность в исследовании вопросов развития Казахстана как многонационального государства.

Особенно это стало очевидно после того, как Казахстан стал независимым государством, членом различных международных сообществ (например, Организации Объединенных Наций). Перед представителями многочисленных народов Казахстана встала проблема этнокультурной и национальной идентичности. Неизбежный процесс формирования общеказахстанской нации требует осмысления прежде всего консолидирующих тенденций в развитии страны.

На наш взгляд, история Казахстана как история общности судеб всех народов страны независимо от их этнического происхождения, расовой, языковой и конфессиональной принадлежности может способствовать объединению их.

Одновременно играть важную роль:

в демократизации и движении к открытому гражданскому обществу;

возрождении исторической памяти народа;

становлении и укреплении суверенной государственности Казахстана;

формирование национального самосознания, единства и согласия

казахстанского общества на основе совместной

истории народов Казахстана;

воспитание гражданственности и патриотизма.

В исторической мысли последних лет появилось осознание стремительно меняющейся реальности, необходимость осмысления прошлого и настоящего, как это отмечается в <Концепции становления исторического сознания Республики Казахстан>, принятой Национальным советом по государственной политике при Президенте РК. Выработка нового политического мышления и культуры граждан нашей республики невозможна без знания истории. Трудно переоценить значение целостной системы исторических воззрений и в деле воспитания подрастающего поколения, в частности студенческой молодежи.

Целью данного пособия является обобщение многочисленных материалов по истории Казахстана в рамках программы, что поможет студентам в овладении основами знаний по данному курсу.

Настоящее пособие не претендует на систематическое и полное изложение истории Республики Казахстан, однако авторы надеются помочь студентам:

- понять характер истории как науки и ее место в системе

гуманитарного образования;

- получить представления об основных этапах истории Казахстана;

- овладеть основами исторического мышления, научиться выражать

и обосновывать свою позицию по многим вопросам истории;

- расширить кругозор студентов.