Ректор – Матерн Анатолий Иванович
Адрес: Россия г. Екатеринбург, тел. (343) 374-36-31, (343) 375-93-28 Е-mail:rectorat@mail.ru Уральский государственный технический университет – УПИ (УГТУ – УПИ) |
Основанный в 1920 году Уральский государственный технический университет–УПИ – крупнейший технический вуз Уральского региона – оказывает системное влияние на развитие образования, науки, экономики и социально-культурной сферы Уральского федерального округа.
Университет был учрежден в соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров «Об учреждении Уральского Государственного Университета». В состав Уральского Государственного Университета входили: горный, политехнический, медицинский, сельскохозяйственный институты и институт общественных наук. В 1925 году постановлением Совета Народных комиссаров РСФСР Уральский Государственный Университет был переименован в Уральский политехнический институт (УПИ).
В последующие годы в институте были созданы (или восстановлены) факультеты: геологоразведочный, рудничный, лесопромышленный, механический, строительный, химический и металлургический. В 1930 году в ходе реформы высшего образования УПИ был разделён на 10 институтов (втузов). В 1935 году создан инженерно-экономический факультет УИИ (с 1993 г.– факультет экономики и управления). В 1936 г. открыта военная кафедра (с 1993 г. – факультет военного обучения, с 2004 г. – в составе Института военно-технического образования и безопасности). В 1947 г. была открыта первая на Урале архитектурная специальность, а в 1950 г. – организована кафедра городского строительства и хозяйства. В мае 1949 г. начались занятия на физико-техническом факультете, созданном для подготовки специалистов в области развивающейся атомной промышленности и энергетики, а в 1952 г. открыт радиотехнический факультет. В 1967 г. УПИ награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 2004 – 2005 г. на базе факультета военного обучения создан Институт военно-технического образования и безопасности (ИВТОБ); на базе факультета физической культуры создан Институт физической культуры, социального сервиса и туризма (ИФКССиТ); радиотехнический факультет преобразован в Радиотехнический институт – РТФ.
В 1992 г. УПИ преобразован в Уральский государственный технический университет (УГТУ). В 2008 году университету присвоено имя Бориса Ельцина.
Выпускники университета являются основным кадровым потенциалом промышленных предприятий академических научных институтов и высших учебных заведений Урала. Среди выпускников университета более 30 Героев Социалистического Труда, свыше 200 лауреатов Ленинской и Государственной премий, руководители министерств, предприятий, вузов, НИИ, члены правительства страны.
В состав университета входят 16 факультетов и институтов очной формы обучения, факультет повышения квалификации преподавателей, Институт дополнительного образования и профессиональной переподготовки, институт образовательных информационных технологий и 35 территориальных подразделений.
Более 410 филиалов кафедр работают на базе ведущих НИИ, институтов УрО РАН и лабораторий предприятий.
В научно-производственный комплекс интегрированы 9 НИИ, 22 научно-исследовательские лаборатории, 8 научно-учебных центров, экспериментально-производственный комбинат, технопарк «Уральский», Институт инноватики и маркетинга, Центр по координации инновационной деятельности высшей школы, Центр интеллектуальной собственности, Региональный центр новых информационных технологий.
УГТУ–УПИ более 30 лет ведет целевую подготовку специалистов. Эту задачу решают филиалы кафедр на предприятиях и в организациях, совместные институты для ведения учебной и учебно-исследовательской работы, позднее – корпоративные университеты, научно-образовательные комплексы, целевые стажировки. Университет имеет более 100 прямых договоров с предприятиями, среди которых крупнейшие холдинги: «Уральская горно- металлургическая компания», «Трубная металлургическая компания», «Сургутнефтегаз», «Газпром», «Свердловэнерго», «Кольская горно-металлургическая компания» и др.
УГТУ–УПИ является экспериментальной площадкой для реализации идей Болонского процесса в России. Накоплен значительный опыт по организации студенческих обменов в рамках европейских проектов TEMPUS TACIS (URAL, CHAIN-E). С 2005 года выпускникам УГТУ–УПИ выдается европейское приложение к диплому (Diploma Supplement).
Университетом подготовлено свыше 2000 специалистов для 23 стран Европы, Азии и Африки.
В УГТУ–УПИ реализуются программы высшего профессионального образования (бакалавриат, специалист, магистратура) по техническому, технологическому, экономическому, социально-гуманитарному и другим направлениям подготовки.
С 2005 года по решению Министерства образования и науки РФ УГТУ–УПИ стал вузом-координатором реализации идей Болонского процесса в УрФО.
В этой связи университет определил свои специфические цели:
– обеспечение понятных для европейских работодателей сведений о нашем высшем образовании путем оформления специального приложения к диплому (Diploma Supplement) об академической квалификации выпускника, облегчающего трудоустройство;
– внедрение двухступенчатой системы образования с первым циклом не менее трех лет;
– внедрение системы зачетных единиц по типу ЕСТS (европейской системы зачетных единиц трудоемкости) как средства поддержки студенческой мобильности;
– содействие академической мобильности;
– обеспечение качества образования с целью разработки сопоставимых с европейскими критериев и методологий;
– усиление интеграции науки и образования;
– открытость нашего высшего образования Европе и миру в целом.
В целях взаимовыгодного сотрудничества в сфере профессионального образования и повышения эффективности учебно-методической и научно-исследовательской работы мы планируется:
– согласование учебного процесса по программам, принятым в вузах;
– обмен опытом по вопросам содержания высшего образования;
– обмен студентами, проведение стажировок для студентов, аспирантов и сотрудников, производственных и преддипломных практик для студентов старших курсов;
– проведение совместных научных исследований по актуальным проблемам фундаментальных и прикладных наук, в том числе научно-технического и опытно-конструкторского характера, а также по вопросам организации и совершенствования учебного процесса;
– оказание технической помощи, включая учебно-научное сотрудничество с фирмами, выпускающими специализированное оборудование, создание лабораторий.
В УГТУ–УПИ разработан отдел инновационных образовательных технологий. Основные направления деятельности:
– инициация, координация и контроль работ по подготовке и внедрению инновационных технологий в образовательный процесс УГТИ–УПИ;
– координация работ в направлении электронных образовательных ресурсов университета;
– разработка нормативной базы поддержки инновационных процессов, новых методов и средств обучения.
Подготовка научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации в УГТУ–УПИ осуществляется через докторантуру, аспирантуру и соискательство. Аспирантура в УПИ была открыта в 1927 году. С того времени ее окончили 7 000 человек. Докторантура действует с 1989 года. За прошедший период ее окончили по 30 специальностям около 90 человек, из них более 50 защитили докторские диссертации.
Над докторскими диссертациями в настоящее время работают 24 докторанта и соискателя, над кандидатскими – 874 человека (639 аспирантов и 235 соискателей ведут научные исследования под руководством 174 докторов наук).
С целью сохранения и закрепления перспективных кадров ученым советом университета принята и реализуется Программа поддержки молодых ученых. Аспиранты, достигшие высоких успехов в учебе и научных исследованиях, получают именные стипендии Президента РФ, Правительства РФ, первого Президента РФ Б.Н. Ельцина, губернатора Свердловской области.
В рамках традиционных студенческих Дней науки ежегодно в университете проходят:
– выставки научно-технического и художественного творчества;
– научно-практические конференции;
– предметные олимпиады;
– конкурсы на лучшее знание специальности;
– конкурсы рефератов;
– конкурсы курсовых и дипломных проектов;
– встречи с ведущими специалистами предприятий и научно-исследовательских институтов.
Сегодня у УГТУ–УПИ может представить на международный рынок широкий сектор образовательных услуг:
– обучение по программам дипломированного специалиста или бакалавриата и магистратуры;
– обучение в аспирантуре и докторантуре;
– различные формы стажировок, повышения квалификации и переподготовке специалистов всех профилей;
– предвузовскую подготовку к дальнейшему обучению на всех специальностях предлагаемых университетом;
– дополнительные образовательные услуги (отдельные дисциплины, циклы дисциплин, специальные курсы).
Проблемные вопросы Уральского государственного технического
университета – УПИ (УГТУ – УПИ)
- Внедрение стандартов третьего поколения.
- Переход к двухуровневому образованию.
- Обновление системы приема в вуз.
- Расширение целевого набора с полным и сокращенным сроком обучения.
- Развитие отраслевых научно-образовательных центров.
- Разработка профессиональных и базовых компетенций бакалавров и магистров по выбранным образовательным направлениям, создание на их основе и реализация образовательных программ многоуровневой подготовке.
- Разработка и внедрение в практику организационных инноваций, обеспечивающих стабильное развитие университета.
- Организация конкурентоспособных научных исследований и инновационных разработок по выбранным приоритетным направлениям развития науки и техники с участием институтов УрО РАН и предприятий-партнеров, взаимосвязанных с соответствующими образовательными программами.
- Создание материально-технической инфраструктуры образовательного, научного и инновационного процессов, модернизация аудиторного и лабораторного фонда университета, эффективное использование приобретаемого оборудования.
- Расширение корпоративных связей с предприятиями Уральского государственного технического университета.