Стрaтегический план развития кафедры СМиТ
Подготовка высококвалифицированных кадров для объектов ГПИИР-2 в строительной отрасли
В 2015 году образована кафедра «Строительные материалы и технологии» путем слияния кафедр «Строительство и Жилищно коммунальное хозяйство» и «Технология строительных материалов и изделий».
В настоящее время кафедра осуществляет подготовку бакалавров, магистров и докторантов по следующим специальностям:
«Производство строительных материалов, изделий и конструкций», «Строительство». Всего кафедра подготовила более 6000 инженеров-строителей, инженеров-педагогов, архитекторов, бакалавров и магистров наук, магистров техники и технологии.
Специальность 5В072900 – «СТРОИТЕЛЬСТВО» (бакалавр).
Срок обучения — 4 года.
Академическая степень — бакалавр техники и технологии.
Траектории:
5В072901- Технология промышленного и гражданского строительства
5В072902 – Расчет и проектирование зданий и сооружений
СТРОИТЕЛЬСТВО — одна из самых трудоемких и материалоемких отраслей производства, социальная и экономическая значимость которой настолько велики, что ее уровень служит важнейшим показателем развития всего общества
СТРОИТЕЛЬСТВО — область, которая включает в себя совокупность материального производства, средств, способов и методов в области инженерии, менеджмента, маркетинга и САПР, направленных на решение комплексных задач, связанных с проектированием, возведением, эксплуатацией и реконструкцией промышленных и гражданских зданий и сооружений.
Виды профессиональной деятельности:
Бакалавры строительства могут работать в области строительства и выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
• проектно-конструкторскую;
• организационно-управленческую;
• производственно-технологическую.
Специальность 5В073000 – «Производство строительных материалов, изделий и конструкций».
Срок обучения — 4 года.
Академическая степень — бакалавра производства строительных материалов, изделий и конструкций.
Производство строительных материалов занимает ведущую позицию в многогранной деятельности человека, оказывает значительное влияние на благосостояние, социальную, культурную и духовную жизнь общества. Изготовление строительных материалов — одна из редких профессий, в которых результаты труда, отражая достижения и противоречия эпохи, переживают своих созидателей. Это извечная сфера деятельности, где человек воплощает свои представления о надежности, комфорте, эстетике.
В современном строительном комплексе Казахстана технолог — ключевая фигура, за которой огромная отрасль производства строительных материалов, изделий и конструкций. Технологи разрабатывают способы получения новых, более прочных, долговечных, архитектурно выразительных и дешевых материалов различного назначения; новых типов строительных изделий и конструкций, которые создают условия для перехода на более совершенные методы строительства. Высокий уровень подготовки по проектированию и технологии производства, пользующихся спросом строительных материалов и изделий открывает широкие возможности для будущих специалистов предприятий строительной индустрии и строительных материалов, проектных, научно-исследовательских и других организаций.
Магистратура 6М073000— Производство строительных материалов, изделий и конструкций
1 Перечень квалификаций и должностей
Лицам, освоившим образовательные программы магистратуры и публично защитившим магистерскую диссертацию или магистерский проект, присуждается степень «магистр» по соответствующей специальности с нормативным сроком обучения не менее 1-2 года.
В случаях досрочного освоения образовательной программы магистратуры и выполнения предусмотренных к ней требований, магистранту присуждается степень «магистр» независимо от срока обучения.
Профильная магистратура реализовывает образовательные программы послевузовского образования по подготовке управленческих кадров для отраслей экономики, медицины, права, образования, искусства, сферы услуг и бизнеса, сферы обороны и национальной безопасности, правоохранительной деятельности, обладающих углубленной профессиональной подготовкой.
С целью подготовки специалистов для бизнес – среды ВУЗ может реализовывать программы MBA. Требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов в рамках образовательных профессиональных программ MBA утверждаются уполномоченным органом в области образования.
Научная и педагогическая магистратура реализовывает образовательные программы послевузовского образования по подготовке научных и педагогических кадров для системы высшего, послевузовского образования и научной сферы, правоохранительной деятельности, обладающих углубленной научно-педагогической подготовкой.
Магистр, окончивший профильную магистратуру, допускается в докторантуру при условии дополнительного освоения им программ педагогического профиля.
Целью послевузовского образования является подготовка с учетом перспектив развития страны конкурентоспособных высококвалифицированных кадров с высокими духовно нравственными качествами, способных к самостоятельному мышлению и обеспечению прогрессивного научно-
технического, социально-экономического и культурного развития общества.
Магистр, окончивший профильную магистратуру, допускается к педагогической деятельности после дополнительного освоения программ педагогического профиля, по завершении которого ему выдается соответствующее свидетельство к основному диплому.
2 Требования к ключевым компетенциям выпускников профильной магистратуры:
должен:
— иметь представление: о современных тенденциях в развитии научного познания;
— об актуальных методологических и философских проблемах
— естественных (социальных, гуманитарных, экономических) наук;
— о противоречиях и социально-экономических последствиях процессов глобализации;
— о современном состоянии экономической, политической, правовой, культурной и технологической среды мирового бизнес-партнерства;
— об организации стратегического управления предприятием, инновационного менеджмента, теориях лидерства;
— об основных финансово–хозяйственных проблемах функционирования
предприятий;
2) знать:
— методологию научного познания;
— основные движущие силы изменения структуры экономики;
— особенности и правила инвестиционного сотрудничества;
— не менее чем один иностранный язык на профессиональном уровне, позволяющем проводить научные исследования и практическую деятельность;
3) уметь:
— применять научные методы познания в профессиональной деятельности;
— критически анализировать существующие концепции, теории и подходы к изучению процессов и явлений;
— интегрировать знания, полученные в рамках разных дисциплин,
— использовать их для решения аналитических и управленческих задач в новых незнакомых условиях;
— проводить микроэкономический анализ хозяйственной деятельности
предприятия и использовать его результаты в управлении предприятием;
— применять на практике новые подходы к организации маркетинга и
менеджмента;
— принимать решения в сложных и нестандартных ситуациях в области
организации и управления хозяйственной деятельностью предприятия (фирмы);
— применять на практике нормы законодательства Республики Казахстан в области регулирования экономических отношений;
креативно мыслить и творчески подходить к решению новых проблем и ситуаций;
— проводить информационно-аналитическую и информационно- библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
— обобщать результаты экспериментально-исследовательской и аналитической работы в виде магистерской диссертации, статьи, отчета, аналитической записки и др.;
4) иметь навыки:
— решения стандартных научных и профессиональных задач;
— научного анализа и решения практических проблем в организации и управлении экономической деятельностью организаций и предприятий;
— исследования проблем в области менеджмента и маркетинга и использовать полученные результаты для совершенствования методов управления предприятием;
— профессионального общения и межкультурной коммуникации;
— ораторского искусства, правильного и логичного оформления своих мыслей в устной и письменной форме;
— расширения и углубления знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности и продолжения образования в докторантуре;
— использования информационных и компьютерных технологий в сфере профессиональной деятельности;
5) быть компетентным:
— в области методологии исследований по специальности;
— в области современных проблем мировой экономики и участия национальных экономик в мирохозяйственных процессах;
— в организации и управлении деятельностью предприятия;
— в осуществлении производственных связей с различными организациями, в том числе органами государственной службы;
— в способах обеспечения постоянного обновления знаний, расширения профессиональных навыков и умений.
2.1 Требования к ключевым компетенциям выпускников научной и педагогической магистратуры по специальности 6М073000— Производство строительных материалов, изделий и конструкций
должен:
1) иметь представление:
— о роли науки и образования в общественной жизни;
— о современных тенденциях в развитии научного познания;
— об актуальных методологических и философских проблемах
— естественных (социальных, гуманитарных, экономических) наук;
— о профессиональной компетентности преподавателя высшей школы;
— о противоречиях и социально-экономических последствиях процессов глобализации;
2) знать:
— методологию научного познания;
— принципы и структуру организации научной деятельности;
— психологию познавательной деятельности студентов в процессе обучения;
— психологические методы и средства повышения эффективности и качества обучения;
3) уметь:
— использовать полученные знания для оригинального развития и применения идей в контексте научных исследований;
— критически анализировать существующие концепции, теории и подходы к анализу процессов и явлений;
— интегрировать знания, полученные в рамках разных дисциплин, для
решения исследовательских задач в новых незнакомых условиях;
— путем интеграции знаний выносить суждения и принимать решения на основе неполной или ограниченной информации;
— применять знания педагогики и психологии высшей школы в своей
педагогической деятельности;
— применять интерактивные методы обучения;
— проводить информационно-аналитическую и информационно- библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
— креативно мыслить и творчески подходить к решению новых проблем и ситуаций;
— свободно владеть иностранным языком на профессиональном уровне, позволяющем проводить научные исследования и осуществлять преподавание специальных дисциплин в вузах;
— обобщать результаты научно-исследовательской и аналитической
работы в виде диссертации, научной статьи, отчета, аналитической записки и др.;
4) иметь навыки:
— научно-исследовательской деятельности, решения стандартных научных задач;
— осуществления образовательной и педагогической деятельности по
кредитной технологии обучения;
— методики преподавания профессиональных дисциплин;
— использования современных информационных технологий в
образовательном процессе;
— профессионального общения и межкультурной коммуникации; ораторского искусства, правильного и логичного оформления своих
мыслей в устной и письменной форме;
— расширения и углубления знаний, необходимых для повседневной
профессиональной деятельности и продолжения образования в докторантуре;
5) быть компетентным:
— в области методологии научных исследований;
— в области научной и научно-педагогической деятельности в высших
учебных заведениях;
— в вопросах современных образовательных технологий;
— в выполнении научных проектов и исследований в профессиональной
области;
— в способах обеспечения постоянного обновления знаний, расширения
профессиональных навыков и умений.
3 Требования к научно-исследовательской работе магистранта:
научно-исследовательская работа в научной и педагогической
магистратуре должна:
1) соответствовать основной проблематике специальности, по которой
защищается магистерская диссертация;
2) быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость;
3) основываться на современных теоретических, методических и технологических достижениях науки и практики;
4) выполняться с использованием современных методов научных исследований;
5) содержать научно-исследовательские (методические, практические)
разделы по основным защищаемым положениям;
6) базироваться на передовом международном опыте в соответствующей области знания.
3.1 Требования к экспериментально-исследовательской работе
магистранта:
экспериментально-исследовательская работа в профильной
магистратуре должна:
1) соответствовать основной проблематике специальности, по которой
защищается магистерская диссертация (магистерский проект);
2) основываться на современных достижениях науки, техники и производства и содержать конкретные практические рекомендации,
самостоятельные решения управленческих задач;
3) выполняться с применением передовых информационных технологий;
4) содержать экспериментально-исследовательские (методические, практические) разделы по основным защищаемым положениям.
Докторантура 6D073000 Производство строительных материалов, изделий и конструкций
1 Перечень квалификаций и должностей
Лицам, освоившим образовательную программу послевузовского
образования докторантуры и защитившим докторскую диссертацию, присуждается степень доктора философии (PhD) или доктора по профилю с нормативным сроком обучения не менее трех лет.
Лица, получившие степень доктора PhD, для углубления научных
знаний, решения научных и прикладных задач по специализированной теме могут выполнять постдокторскую программу или проводить научные исследования под руководством ведущего ученого выбранного ВУЗа.
Образовательная программа подготовки доктора философии (PhD) имеет научно-педагогическую направленность и предполагает фундаментальную образовательную, методологическую и исследовательскую подготовку и углубленное изучение дисциплин по соответствующим направлениям наук для системы высшего и послевузовского образования и научной сферы.
Образовательная программа подготовки доктора по профилю предполагает фундаментальную образовательную, методологическую и исследовательскую подготовку и углубленное изучение дисциплин по соответствующим направлениям науки для отраслей национальной экономики, социальной сферы: образования, медицины, права, искусства, сферы услуг, бизнес-администрирования и сферы обороны и национальной безопасности, правоохранительной деятельности.
2 Требования к уровню подготовки докторантов
Ожидаемые результаты обучения определяются на основе Дублинскихдескрипторов третьего уровня (докторантура) и выражаются через компетенции.
Результаты обучения формулируются как на уровне всей программы, так и отдельной дисциплины.
Дескрипторы третьего уровня предполагают способности:
1) демонстрировать системное понимание области изучения, мастерство в части умений и методов исследования, используемых в данной области;
2) планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс научных исследований;
3) вносить вклад собственными оригинальными исследованиями в расширение границ научной области, которые могут заслуживать публикации на национальном или международном уровне;
4) критически анализировать, оценивать и синтезировать новые и сложные идеи;
5) сообщать свои знания и достижения коллегам, научному сообществу и широкой общественности;
6) содействовать развитию общества, основанному на знаниях.
2.1 Требования к уровню подготовки докторантов
Послевузовское образование направлено на подготовку кадров с
присуждением степени доктора философии (PhD), доктора по профилю.
Подготовка научных и педагогических кадров осуществляется в докторантуре с присуждением степени доктора философии (PhD), доктора по профилю со сроком обучения не менее трех лет.
Целью послевузовского образования является подготовка с учетом перспектив развития страны конкурентоспособных высококвалифицированных кадров с высокими духовно-нравственными качествами, способных к самостоятельному мышлению и обеспечению прогрессивного научно-технического, социально-экономического и культурного развития общества.
3 Требования к ключевым компетенциям выпускников докторантуры:
1) иметь представление:
— об основных этапах развития и смене парадигм в эволюции науки;
— о предметной, мировоззренческой и методологической специфике естественных (социальных, гуманитарных, экономических) наук;
— о научных школах соответствующей отрасли знаний, их теоретических и практических разработках;
— о научных концепциях мировой и казахстанской науки в соответствующей области;
— о механизме внедрения научных разработок в практическую деятельность;
— о нормах взаимодействия в научном сообществе;
— о педагогической и научной этике ученого-исследователя;
2) знать и понимать:
— современные тенденции, направления и закономерности развития отечественной науки в условиях глобализации и интернационализации;
— методологию научного познания;
— достижения мировой и казахстанской науки в соответствующей области;
— (осознавать и принимать) социальную ответственность науки и образования;
— в совершенстве иностранный язык для осуществления научной
коммуникации и международного сотрудничества;
3) уметь:
— организовывать, планировать и реализовывать процесс научных исследований;
— анализировать, оценивать и сравнивать различные теоретические концепции в области исследования и делать выводы;
— анализировать и обрабатывать информацию из различных источников;
— проводить самостоятельное научное исследование, характеризующееся академической целостностью, на основе современных теорий и методов анализа;
— генерировать собственные новые научные идеи, сообщать свои знания и идеи научному сообществу, расширяя границы научного познания;
— выбирать и эффективно использовать современную методологию
исследования;
— планировать и прогнозировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
4) иметь навыки:
— критического анализа, оценки и сравнения различных научных теорий и идей;
— аналитической и экспериментальной научной деятельности;
— планирования и прогнозирования результатов исследования;
— ораторского искусства и публичного выступления на международных научных форумах, конференциях и семинарах;
— научного письма и научной коммуникации;
— планирования, координирования и реализации процессов научных
исследований;
— системного понимания области изучения и демонстрировать качественность и результативность выбранных научных методов;
участия в научных мероприятиях, фундаментальных научных отечественных и международных проектах;
— лидерского управления и руководства коллективом;
— ответственного и творческого отношения к научной и научно-педагогической деятельности;
— проведения патентного поиска и опыта передачи научной информации с использованием современных информационных и инновационных технологий;
— защиты интеллектуальных прав собственности на научные открытия и разработки;
— свободного общения на иностранном языке;
— проводить самостоятельное научное исследование, характеризующееся академической целостностью, на основе современных теорий и методов анализа;
— генерировать собственные новые научные идеи, сообщать свои знания и идеи научному сообществу, расширяя границы научного познания;
— выбирать и эффективно использовать современную методологию исследования;
— планировать и прогнозировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
4) иметь навыки:
— критического анализа, оценки и сравнения различных научных теорий и идей;
— аналитической и экспериментальной научной деятельности;
— планирования и прогнозирования результатов исследования;
— ораторского искусства и публичного выступления на международных научных форумах, конференциях и семинарах;
— научного письма и научной коммуникации;
— планирования, координирования и реализации процессов научных исследований;
— системного понимания области изучения и демонстрировать качественность и результативность выбранных научных методов;
— участия в научных мероприятиях, фундаментальных научных отечественных и международных проектах;
— лидерского управления и руководства коллективом;
— ответственного и творческого отношения к научной и научно- педагогической деятельности;
— проведения патентного поиска и опыта передачи научной информации с использованием современных информационных и инновационных технологий;
— защиты интеллектуальных прав собственности на научные открытия и разработки;
— свободного общения на иностранном языке;
3.1 Требования к научно-исследовательской работе обучающегося по программе доктора философии (PhD):
научно-исследовательская работа докторанта должна:
1) соответствовать основной проблематике специальности, по которой
защищается докторская диссертация;
2) быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость;
3) основываться на современных теоретических, методических и технологических достижениях науки и практики;
4) базироваться на современных методах обработки и интерпретации данных с применением компьютерных технологий;
5) выполняться с использованием современных методов научных исследований;
6) содержать научно-исследовательские (методические, практические)
разделы по основным защищаемым положениям.
3.2 Требования к экспериментально-исследовательской работе
обучающегося по программе доктора по профилю:
экспериментально-исследовательская работа докторанта должна:
1) соответствовать основной проблематике специальности, по которой защищается докторская диссертация;
2) быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость;
3) основываться на современных достижениях науки, техники и производства и содержать конкретные практические рекомендации, самостоятельные решения управленческих задач комплексного, межфункционального характера;
4) выполняться с применением передовых информационных технологий;
5) содержать экспериментально-исследовательские (методические,
практические) разделы по основным защищаемым положениям
Магистратура 6М072900 — «Строительство»
1 Перечень квалификаций и должностей
Выпускнику магистратуры по специальности 6М072900 — Строительство присуждается академическая степень магистра строительства.
Квалификации и должности определяются в соответствии с «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты от 22.11.2002 г., № 273-П. Выпускнику магистратуры по специальности 6М072900 — Строительство разрешается работать в следующих должностях:
— инженер; проектировщик; эксперт; конструктор; расчетчик; организаторов производства, научных сотрудников научно- экспериментально — исследовательских организаций, организаций управления и планирования строительного производства, консультантов учебно-методических организаций, могут осуществлять контроль качества строительства всех строительных объектов, планировать и осуществлять все процессы строительства.
2 Квалификационная характеристика магистра
специальности 6М072900 — Строительство
2.1 Сферой профессиональной деятельности могут быть следующие отрасли
Cтроительство, машиностроение, химическая, горнодобывающая, нефтяная, газовая, металлургическая промышленность.
2.2 Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: приобретают предметно-специфические компетенции, состоящие в формировании фундаментальных знаний, умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности преподавателя ВУЗов или полноценных работников в организациях занимающихся в области строительства, компетентных, ответственных, способных к эффективной работе по специальности, открытых для профессионального роста, социальной и профессиональной мобильности.
2.3 Предметы профессиональной деятельности
Предметами профессиональной деятельности выпускников являются научный анализ и решения практических проблем в организации и управлении; исследования проблем в области менеджмента и маркетинга строительства и использования полученных результатов для совершенствования методов управления; анализа достоверности и инновационных методов устройства; профессионального общения и межкультурной коммуникации; ораторского искусства, правильного и логичного оформления своих мыслей в устной и письменной форме; методики преподавания профессиональных технических дисциплин; расширения и углубления знаний в сфере строительства, необходимых для повседневной профессиональной работы и продолжения образования в докторантуре; решения стандартных научных задач; использования информационных и компьютерных технологий в сфере профессиональной деятельности.
2.4 Виды профессиональной деятельности
Магистры по специальности 6М072900 — Строительство могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
— производственно-управленческая;
— экспериментально-исследовательская;
— научно-исследовательская;
— педагогическая;
— организационно-технологическая;
— проектная.
2.5 Функции профессиональной деятельности
— проектирование, организация предприятий по реконструкции зданий и сооружений, научно – экспериментально- исследовательских работ (и/или их структурных подразделений);
— организация, реализация мероприятий по обеспечению стабильности и эффективности технологических процессов действующего предприятия;
— управление предприятиями или их структурными подразделениями;
— преподавание профилирующих дисциплин в средних профессиональных или высших учебных заведениях соответствующего профиля.
2.6 Типовые задачи профессиональной деятельности
Проектирование, конструирование и расчет на предприятиях; контроль качества строительства всех строительных объектов; образование.
2.7 Направления профессиональной деятельности
Промышленное и гражданское строительство;
Расчет зданий и сооружений.
2.8 Содержание профессиональной деятельности
– на практике осуществлять демократические принципы управления образовательным процессом, расширять академическую свободу и возможности высших учебных заведений;
– обеспечить адаптацию высшего образования по специальности и научных исследований к изменяющимся потребностям общества и достижениям научной мысли;
– обеспечить признание уровня подготовки специалистов в других странах;
– обеспечить более высокую мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда.
2.9 Требования к ключевым компетенциям магистра по специальности 6М072900 — Строительство
Магистр должен иметь представление:
— о современных тенденциях в развитии научного познания;
— об актуальных методологических и философских проблемах естественных (социальных, гуманитарных, экономических) наук;
— о противоречиях и социально-экономических последствиях процессов глобализации;
— о современном состоянии экономической, политической, правовой, культурной и технологической среды мирового бизнес-партнерства;
— об организации стратегического управления предприятием, инновационного менеджмента, теориях лидерства;
— об основных финансово–хозяйственных проблемах функционирования предприятий;
— о роли науки и образования в общественной жизни;
— о современных тенденциях в развитии научного познания;
— об актуальных методологических и философских проблемах естественных (социальных, гуманитарных, экономических) наук;
— о профессиональной компетентности преподавателя высшей школы;
— о противоречиях и социально-экономических последствиях процессов глобализации;
знать:
— методологию научного познания;
— основные движущие силы изменения структуры экономики;
— особенности и правила инвестиционного сотрудничества;
— не менее чем один иностранный язык на профессиональном уровне, позволяющем проводить научные исследования и практическую деятельность;
— принципы и структуру организации научной деятельности;
— психологию познавательной деятельности студентов в процессе обучения;
— психологические методы и средства повышения эффективности и качества обучения;
уметь:
— применять научные методы познания в профессиональной деятельности;
— критически анализировать существующие концепции, теории и подходы к изучению процессов и явлений;
— интегрировать знания, полученные в рамках разных дисциплин, использовать их для решения аналитических и управленческих задач в новых незнакомых условиях;
— проводить микроэкономический анализ хозяйственной деятельности предприятия и использовать его результаты в управлении предприятием;
— применять на практике новые подходы к организации маркетинга и менеджмента;
— принимать решения в сложных и нестандартных ситуациях в области организации и управления хозяйственной деятельностью предприятия (фирмы);
— применять на практике нормы законодательства Республики Казахстан в области регулирования экономических отношений;
— креативно мыслить и творчески подходить к решению новых проблем и ситуаций;
— проводить информационно-аналитическую и информационно-библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
— обобщать результаты экспериментально-исследовательской и аналитической работы в виде магистерской диссертации, статьи, отчета, аналитической записки и др.;
— использовать полученные знания для оригинального развития и применения идей в контексте научных исследований;
— интегрировать знания, полученные в рамках разных дисциплин, для решения исследовательских задач в новых незнакомых условиях;
— путем интеграции знаний выносить суждения и принимать решения на основе неполной или ограниченной информации;
— применять знания педагогики и психологии высшей школы в своей педагогической деятельности;
— применять интерактивные методы обучения;
— проводить информационно-аналитическую и информационно-библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
— креативно мыслить и творчески подходить к решению новых проблем и ситуаций;
— свободно владеть иностранным языком на профессиональном уровне, позволяющем проводить научные исследования и осуществлять преподавание специальных дисциплин в вузах;
— обобщать результаты научно-исследовательской и аналитической работы в виде диссертации, научной статьи, отчета, аналитической записки и др.;
3 Требования к уровню образованности выпускников
3.1 Требования к общей образованности
Первый уровень — Профильная магистратура реализовывает образовательные программы послевузовского образования по подготовке управленческих кадров для отрасли строительства, обладающих углубленной профессиональной подготовкой.
Второй уровень — Научная и педагогическая магистратура реализовывает образовательные программы послевузовского образования по подготовке научных и педагогических кадров для системы высшего, послевузовского образования и научной сферы, правоохранительной деятельности, обладающих углубленной научно-педагогической подготовкой.
3.2 Требования к социально-этической компетенции
В ВСУЗах целью послевузовского образования является подготовка высококвалифицированных кадров с высокими морально-нравственными качествами, способных к самостоятельному мышлению, управлению и обеспечению обороны и национальной безопасности страны, осуществлению правоохранительной деятельности.
3.3 Требования к экономическим и организационно-управленческим компетенциям
Целью послевузовского образования является подготовка с учетом перспектив развития страны конкурентоспособных высококвалифицированных кадров с высокими духовно-нравственными качествами, способных к самостоятельному мышлению и обеспечению прогрессивного научно-технического, социально-экономического и культурного развития общества.
3.4 Требования к профессиональной компетенции.
Сферой профессиональной деятельности выпускников является в подготовке высококвалифицированных специалистов для системы образования и организаций в сфере инженерии, осуществляющих профессиональную деятельность в области строительства, с учетом инновационных и исследовательских особенностей.
3.5 Требования к готовности смены социальных, экономических, профессиональных ролей, географической и социальной мобильности в условиях нарастающего динамизма перемен и неопределенностей
Методически и психологически должен быть готов к видам и характеру своей профессиональной деятельности в условиях нарастающего динамизма перемен и перед вызовами современной ситуации.
3.6 Требования к образованности по основным циклам учебных дисциплин
В магистратуре профильного направления объем дисциплин цикла БД составляет 44% (со сроком обучения 1 год) и 28% (со сроком обучения 1,5 года) от общего объема дисциплин типового учебного плана, из них 62% и 50% соответственно отводится на дисциплины обязательного компонента и 38% и 50% соответственно – на дисциплины компонента по выбору.
В магистратуре научного и педагогического направления объем дисциплин цикла БД составляет 48% от общего объема дисциплин типового учебного плана, из них 40% отводится на дисциплины обязательного компонента и 60% — на дисциплины компонента по выбору.
Специальность 6D072900 — Строительство»
1 Перечень квалификаций и должностей
Выпускнику докторантуры по специальности 6D072900 — Строительство присуждается академическая степень доктора философии (PhD) строительства.
Квалификации и должности определяются в соответствии с «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты от 22.11.2002 г., № 273-П. Выпускнику докторантуры по специальности 6D072900 — Строительство разрешается работать в следующих должностях:
— инженер; проектировщик; эксперт; конструктор; расчетчик; организаторов производства, научных сотрудников научно- исследовательских организаций, организаций управления и планирования строительного производства, консультантов учебно-методических организаций, могут осуществлять контроль качества строительства всех строительных объектов, планировать и осуществлять все процессы строительства, управление предприятиями или их структурными подразделениями, преподавание профилирующих дисциплин в высших учебных заведениях соответствующего профиля.
2 Квалификационная характеристика доктора PhD специальности 6D072900 — Строительство
2.1 Сферой профессиональной деятельности могут быть следующие отрасли
Cтроительство, машиностроение, химическая, горнодобывающая, нефтяная, газовая, металлургическая промышленность.
2.2 Объекты профессиональной деятельности
— организации и предприятия любой формы собственности, занимающиеся проектированием, строительством и эксплуатацией объектов строительного производства;
— центральные и местные органы государственного управления, где решаются вопросы технического прогресса, реализации, модернизации, совершенствования строительного производства и строительных конструкций;
— научно–исследовательские институты и организации;
— высшие учебные заведения.
2.3 Предметы профессиональной деятельности
Предметами профессиональной деятельности выпускников являются научный анализ и — обоснование совокупности технических, технологических, экономических, экологических и социальных критериев оценки принимаемых решений в области проектирования, строительства, эксплуатаций и реконструкций зданий и сооружений;
— анализ работы и оценка строительных систем с применением физического, математического и компьютерного моделирования геотехнических процессов;
— проведение научно-исследовательских работ, по проектированию и реконструкции объектов строительства с использованием современных методов и средств управления, контроля и анализа;
— осуществление образовательной и педагогической деятельности в системе высшего и послевузовского образования.
2.4 Виды профессиональной деятельности
Докторы PhD по специальности 6D072900 — Строительство могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
— научно-исследовательская;
— производственно-управленческая;
— педагогическая;
— организационно-технологическая;
— проектная;
— расчетная;
— конструкторская.
2.5 Функции профессиональной деятельности
— проектирование, организация предприятий по реконструкции зданий и сооружений, научно – исследовательских работ (и/или их структурных подразделений);
— организация, реализация мероприятий по обеспечению стабильности и эффективности технологических процессов действующего предприятия;
— управление предприятиями или их структурными подразделениями;
— преподавание профилирующих дисциплин в высших учебных заведениях соответствующего профиля.
2.6 Типовые задачи профессиональной деятельности
Исследования и разработка: прогрессивных фундаментных и строительных конструкций, новых геотехнологий устройства оснований и фундаментов, и строительных конструкций, свайных фундаментов в сложных инженерно-геологических условиях, новых геотехнических приборов и оборудования для получения надежных характеристик свойств грунтовых оснований и строительных конструкций, решений геоэкологических проблем грунтовых оснований и строительных конструкций индустриальных районов Казахстана; экспертиза и контроль качества строительных конструкций и строительства всех строительных объектов; образование.
2.7 Направления профессиональной деятельности
Основания и фундаменты, подземные сооружения;
Строительные конструкции.
2.8 Содержание профессиональной деятельности
— создание на основе интеграции образования и науки эффективной системы подготовки научных, научно-педагогических кадров новой формации, способных решать вопросы совершенствования строительной отрасли;
— гармонизация отечественных технологий подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации с мировыми стандартами;
— реализация образовательного процесса в соответствии с принципами международной практики подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, конкурентоспособных на современном рынке труда;
-подготовка отечественных докторов PhD по строительству, конкурентоспособных как внутри страны, так и на международном рынке труда, интеграция национальных докторских программ в мировое образовательное пространство.
2.9 Требования к ключевым компетенциям доктора PhD по специальности 6D072900 — Строительство
Доктор PhD должен иметь представление:
об основных этапах развития и смене парадигм в эволюции науки;
о предметной, мировоззренческой и методологической специфике естественных (социальных, гуманитарных, экономических) наук;
о научных школах соответствующей отрасли знаний, их теоретических и практических разработках;
о научных концепциях мировой и казахстанской науки в соответствующей области;
о механизме внедрения научных разработок в практическую деятельность;
о нормах взаимодействия в научном сообществе;
о педагогической и научной этике ученого-исследователя;
знать:
современные тенденции, направления и закономерности развития отечественной науки в условиях глобализации и интернационализации;
методологию научного познания;
достижения мировой и казахстанской науки в соответствующей области;
(осознавать и принимать) социальную ответственность науки и образования;
в совершенстве иностранный язык для осуществления научной коммуникации и международного сотрудничества;
уметь:
организовывать, планировать и реализовывать процесс научных исследований;
анализировать, оценивать и сравнивать различные теоретические концепции в области исследования и делать выводы;
анализировать и обрабатывать информацию из различных источников;
проводить самостоятельное научное исследование, характеризующееся академической целостностью, на основе современных теорий и методов анализа;
генерировать собственные новые научные идеи, сообщать свои знания и идеи научному сообществу, расширяя границы научного познания;
выбирать и эффективно использовать современную методологию исследования;
планировать и прогнозировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
3 Требования к уровню образованности выпускников
3.1 Требования к общей образованности
Первый уровень — знания, умения и навыки, необходимые для эффективного осуществления профессиональной деятельности в системе органов национальной безопасности, правоохранительных органов и соответствующей должности.
3.2 Требования к социально-этической компетенции
В ВСУЗах целью послевузовского образования является подготовка высококвалифицированных кадров с высокими морально-нравственными качествами, способных к самостоятельному мышлению, управлению и обеспечению обороны и национальной безопасности страны, осуществлению правоохранительной деятельности.
3.3 Требования к экономическим и организационно-управленческим компетенциям
Целью послевузовского образования является подготовка с учетом перспектив развития страны конкурентоспособных высококвалифицированных кадров с высокими духовно-нравственными качествами, способных к самостоятельному мышлению и обеспечению прогрессивного научно-технического, социально-экономического и культурного развития общества.
3.4 Требования к профессиональной компетенции.
Сферой профессиональной деятельности выпускников являются: исследование, создание новых и реконструкция существующих фундаментных конструкций и оснований в особых грунтовых условиях, и строительных конструкций; разработка и освоение высокоэффективных геотехнологий, обеспечивающих надежную работу оснований и фундаментов, и строительных конструкций в сложных инженерно-геологических условиях; разработка новых методик испытаний фундаментов и грунтовых оснований, и строительных конструкций, надежного прогноза строительных свойств грунтовых оснований фундаментов зданий и сооружений.
3.5 Требования к готовности смены социальных, экономических, профессиональных ролей, географической и социальной мобильности в условиях нарастающего динамизма перемен и неопределенностей
Методически и психологически должен быть готов к видам и характеру своей профессиональной деятельности в условиях нарастающего динамизма перемен и перед вызовами современной ситуации.
3.6 Требования к образованности по основным циклам учебных дисциплин
Объем дисциплин цикла БД составляет 4% от общего объема типового учебного плана или 3 кредита, который относится к обязательному компоненту.
Объем цикла профилирующих дисциплин (ПД) составляет 16% от общего объема дисциплин типового учебного плана или 12 кредитов.