Шахматы и математика


В современном мире шахматы трактуются не только как вид спорта, но и как составная часть системы образования. Шахматы – это древняя индийская игра. Первая версия этой игры называлась «чатуранга». Слово «шахматы» пришло из Персии.  Фразы «шах – мат» означают «король погиб». Из Индии шахматы быстро проникли на Ближний Восток, далее покорили весь мир, пережив как период осуждения и запрета в Средние века, так и «золотой век» всеобщего поклонения игре в эпоху Возрождения. Установлено, что игра в шахматы имеет достаточно тесные межпредметные связи со всеми дисциплинами. Выдающийся математик Г.Харди, проводя параллель между математикой и шахматами, в своей статье «Исповедь математика» заметил, что решение проблем шахматной игры есть не что иное, как математическое упражнение, а игра в шахматы – это как бы насвистывание математических мелодий. Повышению качества математического образования способствует решение шахматных задач, головоломок, ребусов. Исследования, проведенные в странах, в которых шахматы внедрены в качестве учебного предмета, показывают, что учащиеся демонстрируют высокие результаты в самостоятельности, креативном мышлении, рефлексах и сравнительном анализе.

На кафедре «Высшая математика» организован «Шахматный клуб» среди студентов 1 курса КарТУ имени Абылкаса Сагинова с 1 марта 2022 года, руководителем которого является д.т.н., профессор Тутанов С.К. Цель шахматного клуба развитие у воспитанников способов умственных действий, самоуправляющих механизмов личности и эстетического восприятия окружающего мира посредством шахматной игры.

Шахматы привлекают людей всех возрастов — своей глубиной, бескомпромиссностью, возможностью творить. Современная молодежь сейчас погружены в гаджеты, меньше общаются друг с другом, а если и общаются, то по большей части по сети. Шахматный клуб дает возможность с пользой провести время, пообщаться с интересными людьми, видеть друг друга в лицо, найти друзей. У студента важно пробудить желание развиваться и дать им возможности для этого. Шахматы развивают: память, логическое мышление, пространственное воображение; вырабатывают: усидчивость, внимательность, целеустремленность, самостоятельность. В этом тоже может помочь шахматный клуб. Множество талантов может скрываться в одном человеке. Он может о них и не догадываться и так и прожить жизнь, не раскрыв ни один из них. Особенно важно найти свой талант, предрасположенность к чему-то в детстве, когда ты только выбираешь свой жизненный путь.

Первое заседание «Шахматного клуба» было проведено 18.03.2022 г. на кафедре высшей математики в рамках празднования Наурыз, на котором состоялся первый этап шахматного турнира среди студентов 1 курса КарТУ имени Абылкаса Сагинова.

Цель турнира — пропаганда и популяризация шахмат как одного из интеллектуальных видов спорта, а также развитие дружбы и взаимопонимания, содействие интеллектуальному развитию и здоровому образу жизни, восстановление дружеских связей между студентами.

Основные задачи: познакомить учащихся с шахматной игрой, занимающей заметное место в жизни развитого человеческого общества; раскрыть учащимся триединую сущность шахмат (шахматы – спорт, наука, искусство); обучить воспитанников правилам и приёмам игры; развивать логическое мышление и фантазию учащихся; воспитывать дух коллективизма и морально-волевые качества личности учащихся в процессе ведения шахматной борьбы; формирование эстетического восприятия на примерах классических образцов шахматных партий, композиций и стремления к самовыражению учащихся.

В турнире приняли участие 26 юных шахматистов. Среди них были призеры и мастера спорта по шахматам. Турнир состоялся по швейцарской системе. Студенты-победители прошли во второй тур. Во время состязания  мы заметили стремление студентов к победе. Студенты-победители прошедшие во второй тур: Рысмаганбет Саят (студент группы ОПИ-21-2), Ахмет Темирлан (студент группы МД-21-1), Кабдуллаев Олжас (ОПИ-21-2), Амангелді Оэлун (студентка группы ОПИ-21-2), Ахмет Темірлан (студент группы МД-21-1), Дегоян (студент группы НД-21-2), Омирзакова Ж (студент группы ТС-21-1), Жеңіс Әділбек (студент группы Сиб-21-2), Жолдасілов Қуаныш (студент группы Сиб-21-2), Қожахан Жансұлтан (студент группы Сиб-21-2).

Без рубрики