ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС СРС В КРЕДИТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
С. А. Койлыбаева, Т. И. Лысачёва, М.Н. Козловская
Карагандинский государственный технический университет, гор. Караганда
Актуальность данной темы определяется объективной значимостью системы высшего образования в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является основным направлением развернутых в Республике Казахстан реформ. Введение кредитной технологии обучения в систему высшего образования Казахстана явилось следствием включения страны в так называемый «Болонский процесс», основной целью которого является создание единого европейского образовательного пространства. Кредитная технология обучение успешно внедрена в учебный процесс Карагандинского государственного технического университета и вот уже в течение двух лет внедряется в качестве педагогического эксперимента в учебный процесс в Технологическом колледже при КарГТУ. Кредитная система обучения – способ организации учебного процесса, при котором обучающиеся имеют возможность индивидуально планировать последовательность образовательной траектории. Основными задачами кредитной технологии обучения являются: унификация объема знаний студентов; максимальная индивидуализация обучения; повышение роли самостоятельной работы студентов. Важное значение в обучении имеет повышение роли самостоятельной работы студентов (СРС), которая позволяет развивать творческий подход и исследовательские навыки. СРС как часть процесса самообразования имеет принципиальное методологическое значение. Установка на приобретение знаний является залогом постоянного улучшения профессионализма в будущем. Самостоятельная познавательная деятельность студента предполагает его умение ориентироваться в новой ситуации, самостоятельно видеть и ставить проблему, находить пути ее решения. СРС – работа по определенному перечню самостоятельно осваиваемых тем. Неоценимым информационным ресурсом при СРС является учебная, методическая литература, как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Авторами данной статьи разработан электронный учебник по курсу «Химия», который в течение двух лет апробирован в учебном процессе экспериментальных групп Технологического колледжа обучающихся по специальности 3005002 «Организация перевозок и управление движением на железнодорожном транспорте» по кредитной технологии обучения. Данный курс рассчитан на 2 кредита (90 час.), включает лекционные занятия, лабораторный практикум, СРСП, СРС.
В электронный учебник вошли:
ü Полный курс лекций с сопровождением в виде слайд – презентаций Power Point;
ü Инструкции к выполнению лабораторно-практических работ;
ü Дополнительный материал по химии элементов;
ü Демонстрационный видео химический эксперимент;
ü Программа – тренажер по разделу «Периодическая система химических элементов».
Электронный учебник составлен в оптимальной версии, удобен в использовании, так как включает отдельные разделы: лекции, практикум, видео, программу-тренажер, дополнительную информацию. Подобная структура удобна и доступна для любого учащегося. Новизной в данной работе является программа – тренажер Периодическая система химических элементов, которая позволит учащимся глубже понять изменение периодичности в строении атомов химических элементов, в понимании структуры атома любого элемента. Тема «Строение атома» является основой понимания всех химических процессов, поэтому усвоение теории строения атома учащимися очень важно. В программе Периодическая система химических элементов показана структура ядра и электронной оболочки всех атомов химических элементов, известных до настоящего времени. Достаточно лишь нажать на клавишу с названием химического элемента и появляется изображение его атома с движущимися электронами по энергетическим уровням. Кроме этого имеется дополнительная информация по каждому элементу: история его открытия, свойства, применение, интересные исторические факты об этом химическом элементе. Сопроводительный материал лекций в виде слайд – презентаций Power point также является авторской работой, так как самостоятельно составлен авторами данного электронного учебника. Слайд – лекции включают не только текстовую информацию, но также графики, рисунки, схемы. Объем учебной информации вполне достаточный для усвоения полного курса химии по данной специальности. Поскольку учебный материал электронного учебника состоит из разделов – модулей, найти необходимую информацию не составляет труда: разделы – модули вынесены на первичную панель. При самостоятельной работе студент может в электронном учебнике найти информацию по теме, просмотреть химические процессы, используя виртуальную химическую лабораторию, применить приобретенные знания на практике при решении расчетных задач, а также проверить усвоение знаний, выполнив тестовые задания. Кредитная система обучения предъявляет высокие требования как к педагогическому составу, так и к студенту. Студент из пассивно воспринимающей стороны становится активным участником учебного процесса. Особенностью кредитной системы обучения является необходимость постоянного совершенствования педагогического мастерства, повышения квалификации организаторов учебного процесса, обмена передовым опытом. У студентов появляется свободный доступ ко всем уровням университетского образования зарубежных стран, право выпускников бакалавриата и магистратуры на трудоустройство в любой стране. Кроме того, удовлетворяются требования работодателей, иностранных инвесторов к профессиональному признанию квалификаций при трудоустройстве выпускников.