Отчет о проведении курсов повышения квалификации
«Развитие критического мышления с использованием ИКТ
в контексте трехъязычного образования»
1-5 апреля 2019 года в Карагандинском государственном техническом университете (г. Караганда, Казахстан) были проведены курсы повышения квалификации для преподавателей вузов и учителей колледжей и школ РК.
- Общая информация о семинаре
Курсы повышения квалификации как одна из форм освоения прогрессивного опыта, направлены на повышение эффективности преподавательской деятельности. В процессе повышения квалификации педагогов были решены задачи, связанные с развитием профессиональных компетенций, преодолением профессиональных стереотипов, развитием творческой активности преподавателей и обучающихся.
В этой связи значимость проведения курсов повышения квалификации «Развитие критического мышления с использованием ИКТ в контексте трехъязычного образования», на котором обсуждались вопросы внедрения интерактивных технологий, представляющих собой приоритетные направления, подходы, методы и приемы обучения, не вызывает сомнения.
Организаторами семинара выступили кафедра русского языка и культуры и Институт повышения квалификации Карагандинского государственного технического университета.
Основные цели курсов ПК:
- совершенствование и повышение профессиональной компетентности преподавателей вузов и учителей колледжей и школ;
- получение новых профессиональных знаний, расширение спектра педагогических умений и навыков посредством изучения опыта внедрения современных образовательных технологий в процесс обучения;
- приобщение к мировой и отечественной методике преподавания дисциплины, включение новаторского опыта в процесс преподавания.
Участниками курсов явились 27 преподавателей системы высшего и среднего специального образования. Среди них представители Западно-Казахстанского государственного медицинского университета им. Марата Оспанова, Атырауского государственного университета им. Х. Досмухамбетова, Евразийского национального университета им. Л. Гумилева, политехнического колледжа корпорации «Казахмыс» г. Балхаша, г. Караганды.
В работе семинара приняли участие:
— Мухамедиев Хафиз Сихуатович, кандидат филологических наук, ассистент-профессор кафедры казахского и русского языков КазНИТУ им. Сатпаева;
— Какжанова Фарида Айдархановна, Президент Ассоциации учителей английского языка г. Караганды, ассоциированный профессор КарГУ имени Е.А. Букетова;
— Савченко Таисия Тимофеевна, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и культуры КарГТУ.
- Содержание курсов
Курсы повышения квалификации «Развитие критического мышления с использованием ИКТ в контексте трехъязычного образования» были направлены на реализацию следующих задач:
- Знакомство слушателей курсов повышения с ведущими специалистами в области трехъязычного образования, их методикой работы;
- Обмен опытом участников и слушателей курсов по вопросам внедрения новых технологий в процесс преподавания языков;
- Распространение передового методического опыта в преподавании языковых дисциплин.
В рамках курсов ПК обсуждались следующие вопросы:
- исследование проблем трехъязычного образования на разных ступенях системы образования;
- изучение зарубежного и отечественного опыта трехъязычного образования;
- использование возможностей современных образовательных технологий;
- внедрение новейших педагогических и информационных технологий в процесс преподавания языковых дисциплин;
- расширение и пополнение фонда и электронной базы учебно-методической, научной, справочной и другой литературой, мультимедийными материалами и др.
Модераторами первого дня курсов повышения квалификации выступили Савченко Таисия Тимофеевна, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и культуры КарГТУ, и Тажибаева Сауле Мухажановна, преподаватель кафедры русского языка и культуры КарГТУ.
Савченко Т.Т. выступила с актуальными темами:
- Критическое мышление как современная проблема развития личности;
- Особенности критического мышления при обучении языкам.
В рамках обсуждения данных тем модератором были подробно и наглядно разъяснена сущность новой технологии на конкретных примерах из практики преподавания русского языка. Были даны исчерпывающие ответы на многочисленные вопросы участников и ряд полезных советов начинающим преподавателям.
В практической части мероприятия Тажибаева С.М. ознакомила слушателей с интегративным подходом к обучению русскому языку в техническом вузе. Участники и слушатели курсов приобрели ценные навыки по активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию критического мышления в процессе применения данного подхода.
Второй день семинара был продолжен в областной специализированной школе-интернате для одаренных детей № 2 им. Н.Нурмакова, в которой осуществляется уровневое обучение языкам (казахскому, русскому и английскому) с применением новых образовательных технологий.
Ведущими учителями-практиками были проведены интегрированные занятия, продемонстрированы новые методики, применяемые в образовательном пространстве.
Основные направления работы школы:
- Внедрение интерактивных технологий обучения в учебный процесс, их популяризация и продвижение в системе общего среднего образования;
- Проведение научных экспериментальных исследований в процессе обучения языкам учащимся в сфере трехъязычного образования.
Учителями школ Темировой А.А., Цемох С.М., Альменовым Е.А. были продемонстрированы новые методики интенсивного изучения дисциплины на основе интерактивных технологий, предполагающих повышение коммуникативных и предметных знаний обучающихся.
Посещение занятий слушателями курсов привело к заключению, что учебный процесс в специализированной школе осуществляется через творческий подход к обучению: познавательные игры, интеллектуальные марафоны, дискуссии, создание проблемных ситуаций, использование мультимедийных ресурсов. Учителями школы активно используются современные образовательные технологии: компьютерные средства, цифровые образовательные ресурсы, при этом данные современные методы обучения были направлены не только на качественное усвоение учащимися материала, но и развитие у них критического мышления.
Модератором третьего дня работы курсов выступила Какжанова Фарида Айдархановна, Президент Ассоциации учителей английского языка г. Караганды, ассоциированный профессор КарГУ имени Е.А. Букетова с темами:
- Применение метода критического мышления при обучении иностранного языка в учебном процессе;
- Использование технологии развития критического мышления через ИКТ на занятиях английского языка.
В ходе обсуждения данных тем участвовали не только специалисты английского языка, но и другие преподаватели языковых дисциплин. Инновационные технологии, которые демонстрировались модератором, активизировали слушателей курсов к творческому поиску, развивали способности анализировать, принимать решения в различных проблемных языковых ситуациях.
Модератором четвертого и пятого дней работы курсов ПК выступил
Мухамедиев Хафиз Сихуатович, кандидат филологических наук, ассистент-профессор кафедры казахского и русского языков КазНИТУ им. Сатпаева с темами:
- Виды аналитической работы с учебной информацией;
- Влияние критического мышления на повышение профессионального роста педагога.
По мнению модератора, аналитическая работа обеспечивает реализацию интеллектуализации учебной деятельности, внедрение в учебный процесс технологии критического мышления и выполнение следующих целей обучения языкам:
- развитие мыслительных навыков и совершенствование языковых компетенций;
- возможности изучения языков через применение различных интерактивных технологий;
- интеграция методов и приемов обучения, применяющихся в мировом образовательном пространстве.
Выступающим было справедливо отмечено, что в связи с тем, что изменились условия образовательного процесса, должны меняться и подходы к образованию в целом. По мнению модератора, новые технологии обучения представляют совокупность наиболее рациональных способов научной и методически обоснованной организации преподавательской деятельности, обеспечивающих достижение поставленной цели обучения за минимальное время с наименьшей затратой сил и средств. В ходе выступления были изложены интересные факты о внедрении новых технологий и мировых практик преподавания в процесс обучения языкам.
В завершении курсов повышения квалификации выступила доцент Оспанова Бикеш Ревовна, заведующая кафедрой русского языка и культуры КарГТУ.
Она отметила, что результаты курсов повышения квалификации позволили представить современную казахстанскую модель трехъязычного образования. В данной модели должен учитываться передовой опыт как зарубежных специалистов, так и отечественных, применяться метод альтернативного методического обмена.
В выступлении Оспановой Б.Р. было отмечено, что в современных условиях вузовского и среднего образования внедрение в образовательный процесс новых технологий создает фундамент для становления языковой личности, уровень сформированности которой во многом обусловливает позитивный характер творческой самореализации будущих специалистов, их конкурентоспособность и социальную мобильность.
По итогам курсов повышения квалификации все слушатели и участники получили сертификаты и удостоверения повышения квалификации в объеме 72 часов.