С.А. Койлыбаева, Б.М. Асанов
Технологический колледж при КарГТУ
Использование элементов новых педагогических технологиЙ на уроках специальных дисциплин
Баяндамада қазіргі заман талабына сай оқыту әдістерін арнайы пәндерді жүргізгенде қолдану мәселесі қарастырылды. Ақпараттық-коммуникациялық технологияларды пайдалану арқылы қол жеткізген жетістіктер әңгімеленді.
The paper deals with the opportunity drawing of every student into education process using the informational communication technology.
В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик, студент действительно стали центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ образования, средств обучения, административных работников, т.е. процесс познания, а не преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении. Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных:
— гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
— самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности;
— грамотно работать с информацией;
— быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях;
— самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Какие условия для этого необходимы? Прежде всего, возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены, это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс возможен при личностно-ориентированном обучении, которое ориентировано на обучаемого как на основную ценность всего образовательного процесса; которое способствует созданию условий для формирования и проявления личностных качеств обучаемых, развития их мышления, становления творческой, активной, инициативной личности, удовлетворения познавательных и духовных потребностей обучаемых, развития их интеллекта, социальных и коммуникативных способностей, навыков самообразования, саморазвития. Применение средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в личностно-ориентированном обучении позволяет: решить задачу гуманизации образования; повысить эффективность учебного процесса; развить личностные качества обучаемых (обученность, обучаемость, способность к самообразованию, самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, творческие способности, умение применять полученные знания на практике, познавательный интерес, отношение к труду); развить коммуникативные и социальные способности молодого человека, особенно при работе в сети Internet; существенно расширить возможности индивидуализации и дифференциации обучения за счет предоставления каждому обучаемому персонального педагога, роль которого выполняет компьютер; определить обучаемого в качестве активного субъекта познания, признать его самоценность; учесть субъективный опыт обучаемого, его индивидуальные особенности; осуществить самостоятельную учебную деятельность, в ходе которой обучаемый самообучается и саморазвивается; привить обучаемому навыки работы с современными технологиями, что способствует его адаптации к быстро изменяющимся социальным условиям для успешной реализации своих профессиональных задач [3]. Новые информационные технологии, как отмечает американский методист Ричард Элан Смит, являются средством реализации методической идеи. Компьютер можно рассматривать как средство индивидуализации обучения. В системе технического и профессионального образования широкое распространение получают универсальные офисные прикладные программы и средства информационных и телекоммуникационных технологий: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты, программы тестирования и т.п. На уроках специальных дисциплин Технологического колледжа при КарГТУ применяется обучение с помощью видеопроектора. Преподавателями создаются слайд лекции, с помощью которых учащимися качественно осваивается учебный материал. Демонстрируются видеофильмы описывающий рабочий процесс оборудования или агрегата. Для проверки знаний учащихся используется компьютерное тестирование. Компьютерное тестирование позволяет учесть и исправить недостатки традиционных приемов проверки усвоения материала. Преимущества электронного тестирования:
— проведение теста позволяет проверить степень усвоения материала у всех учащихся, что невозможно, например, при устном опросе;
— учащийся видит свой результат сразу после выполнения задания, а не по прошествии какого-либо времени, как при некомпьютерном варианте проверки, когда для него оценка теряет свою актуальность;
— выставление оценки всегда объективно и не зависит от личного отношения преподавателя и учащегося. По результатам первого пробного тестирования в группе КЭД-07, проходной балл набрали всего 47% учащихся, средний балл по группе составил 42,6. Анализируя недостаточные результаты проведенного первого пробного тестирования, преподаватели колледжа пришли к выводу – о необходимости изменения форм, методов контроля знаний учащихся и целесообразности использования ИКТ. Оптимально тестирующая программа MyTest была выбрана среди нескольких аналогичных программ, так как имеет различные режимы тестирования, простата ввода данных и редактирования, возможность распознавания казахских шрифтов.
Особенности этой программы: не требует специальной установки, данные можно хранить на съемных носителях, вся информация для обработки и вывода тестов хранятся в одной папке. На рисунке показано рабочее окно тестовой программы MyTest, которая используется на уроках специальных дисциплин в колледже. Вверху на правом углу окно редактирования, где задаются различные режимы тестирования, вводятся данные. Данные можно вводит в виде графиков, рисунков, схем и т.д. Главное преимущество программы простата ввода данных. За короткий срок удалось ввести в программу около 1500 тестовых заданий. По окончании ввода данных устанавливается защита от взлома и несанкционированного доступа.
Модуль тестирования расположен в этой же папке. Тестирование проводится на русском и на казахском языках в следующей последовательности: запускаем модуль, вводим пароль, начинаем тестирование. По окончании тестов выводится результат, оценка и время тестирования. С целью подготовки и сдачи НОКа учащихся группы КЭД-07 был разработан комплект тестовых задании с учетом требовании НОК. Разработанный комплект тестовых заданий был обработан программой тестирования MyTest, и дальнейший контроль знания учащихся проходил в электронном виде. Данная система контроля позволила: выявить зоны затруднений каждого учащегося, приобрести навыки работы с тестовыми программами, сократить время проверки знаний. Выявленные зоны затруднений были проанализированы и отработаны каждым учащимся совместно с преподавателями. Итогом данной формы подготовки была успешная сдача НОКа учащимися, проходной бал набрали 92% учащихся, средний бал составил 66,6. Программа MyTest имеет дополнительные возможности. Так модуль «Журнал тестов (MyTestServer)», обеспечивает централизованное управление процессом тестирования. При наличии компьютерной сети организуется централизированный сбор и обработка результатов тестирования. Результаты выполнения заданий выводятся учащемуся и отправляются преподавателю. Преподаватель оценивает и анализирует их в любое удобное для него время. Так же с помощью сети организуется раздача тестов учащимся, тогда отпадает необходимость каждый раз копировать файлы тестов на все компьютеры.
С помощью программы MyTest, организуется межсессионный контроль знаний сразу в нескольких группах в один день в учебных аудиториях, где имеется достаточное количество персональных компьютеров и локальная сеть. Это позволяет:
— сэкономить время преподавателей и учащихся;
— учет времени работы каждого учащегося с тестовыми вопросами;
— осуществить контроль со стороны администрации за качеством проведения экзаменов (экзамены проводятся в один день и имеется электронный отчет тестов каждого учащегося);
— улучшить санитарно-гигиеническую обстановку в учебном корпусе и т.д.
ИКТ также успешно применяется во время курсового, дипломного проектирования, при сдачи отчетов по практике и при выполнении лабораторно-практических занятий. Преподаватели колледжа разрабатывают и активно используют электронные учебные средства, пособия, компьютерные задачники, практикумы, лабораторные работы, педагогические программные средства. В электронную форму переведены большинство используемых на практике методических разработок.
Создание информационной среды любой предметной деятельности как результат развития средств информатизации, информационных и, особенно, телекоммуникационных технологий приведет к кардинальному переосмыслению целей, содержания, форм и методов подготовки специалистов на новом современном уровне [5].
Список литературы:
1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.
2. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. – Волгоград, 1995
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
4. Студенкова Н.А. Профессиональное образование в условиях компетентностного подхода. Профессионал Казахстана, . №5, 2005.
5. Балыкбаев Т.О. Информатизация послесреднего и вузовского образования, направленная на формирование поликультурнорй личности будущего специалиста. Образование, №5, 2009.