Цели кураторского часа:
Воспитательная – формирование нравственно-этического воспитания, правильного отношения к общечеловеческим ценностям, воспитание зрелой личности, эмоционально и нравственно стойкой к негативным жизненным проявлениям.
Обучающая – обобщение, углубление и закрепление знаний основных статей закона об образовании.
Развивающая – формирование способности политического мышления, овладение навыками работы в коллективе.
Задачи:
- Ознакомить студентов с разделами, входящими в «Закон об образовании»;
- Детально разобрать основные статьи, касающиеся высшего и послевузовского образования закона.
- Способствовать формированию активной жизненной позиции студентов.
Описание:
Тип кураторского часа – мультимедийная презентация с элементами пресс — конференции.
Этап 1. Организационный
Деятельность преподавателя: Приветствует; Определяет отсутствующих;
Организация внимания.
Деятельность студентов: Приветствуют; Подготовились к кураторскому часу; Внимательно слушают.
Этап 2. Вступительное слово куратора Платоновой Е.С.
В долгосрочной Стратегии «Казахстан-2050» образование признано одним из важнейших приоритетов.
Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде.
Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели.
Успешная модернизация образования обуславливается усилиями государства в национальном планировании развития образовательной системы, и, в свою очередь, приводит к развитию человеческого капитала и экономическому росту.
Международный опыт функционирования образовательных систем демонстрирует важность наличия политической воли для реализации эффективной и последовательной модернизации образовательной политики и системы образования в целом.
Человеческое развитие является стратегически важной целью в процессе развития страны. Для развития современной и гибкой системы образования в Казахстане принимается политика, акцентирующая внимание на возросшей роли человеческого капитала, обеспечении равных образовательных возможностей и достижении высоких образовательных стандартов.
Существенным вкладом в развитие человеческого капитала страны стала реализация программы Президента РК «Болашак», дающей возможность одаренным молодым казахстанцам получить образование в лучших университетах мира.
За последние годы в Казахстане сложились благоприятные экономические условия. Республику признают одним из лидеров по макроэкономическим параметрам роста не только среди государств СНГ, но и среди стран, в которых осуществляется последовательная трансформация экономических систем.
Стабилизация и развитие экономики позволяют увеличить расходы на финансирование образования, что дает возможность постоянно обновлять инфраструктуру и совершенствовать качество образования.
Принят новый курс экономики Казахстана, ориентированной на использование природных ресурсов и развитие на основе научных открытий наукоемких производств и использовании человеческого капитала. Таким образом, в создавшихся условиях актуальной является потребность в образовании и, соответственно, предполагается увеличение инвестиций в развитие интеллектуального капитала.
Деятельность студента: Раскрывает тему кураторского часа.
Деятельность студентов: Смотрят, слушают, участвуют в дискуссии и заданиях преподавателя.
Мультимедийная презентация кураторского часа. Докладчик – Кумзина Виолетта.
3 слайд
Именная стипендия — учреждаемая физическими или юридическими лицами стипендия для поощрения наиболее способных обучающихся, успешно осваивающих соответствующие образовательные программы, занимающихся научно-исследовательской работой, принимающих активное участие в общественной, культурной и спортивной жизни учебного заведения;
Бакалавр – степень, присуждаемая лицам, освоившим образовательные программы высшего образования;
Международная стипендия «Болашак» – стипендия, учреждаемая Президентом Республики Казахстан для обучения граждан Республики Казахстан в ведущих зарубежных организациях высшего и (или) послевузовского образования по очной форме обучения или прохождения стажировки в зарубежных организациях работниками, категории которых определяются Республиканской комиссией по подготовке кадров за рубежом;
Промежуточная аттестация обучающихся – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися содержания части или всего объема одного учебного предмета, одной учебной дисциплины и (или) модуля, а также профессиональных модулей в рамках одной квалификации после завершения их изучения;
Итоговая аттестация обучающихся — процедура, проводимая с целью определения степени освоения ими объема учебных предметов, учебных дисциплин и (или) модулей, предусмотренных государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования;
Образовательный грант — целевая сумма денег, предоставляемая обучающемуся на условиях, установленных законодательством Республики Казахстан, для оплаты высшего или послевузовского образования с присуждением степени «бакалавр» или «магистр»;
Стипендия — сумма денег, предоставляемая обучающемуся для частичного покрытия расходов на питание, проживание и приобретение учебной литературы;
4 слайд
- Основными принципами государственной политики в области образования являются:
1) равенство прав всех на получение качественного образования;
2) приоритетность развития системы образования;
3) доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого лица;
4) уважение прав и свобод человека;
5) стимулирование образованности личности и развитие одаренности;
6) непрерывность процесса образования, обеспечивающего преемственность его уровней;
7) единство обучения, воспитания и развития;
8) демократический характер управления образованием, прозрачность деятельности системы образования;
9) разнообразие организаций образования по формам собственности, формам обучения и воспитания, направлениям образования.
- Запрещается создание и деятельность организационных структур политических партий и религиозных организаций (объединений) в организациях образования
5 слайд
- Право на образование обеспечивается государством путем развития системы образования, совершенствования правовой основы ее функционирования и создания необходимых социально-экономических условий для получения образования в соответствии с Конституцией Республики Казахстан.
- Государство создает условия по обеспечению студентов, магистрантов и докторантов вновь вводимыми местами в общежитиях для студентов, магистрантов и докторантов путем размещения государственного заказа на обеспечение студентов, магистрантов и докторантов местами в общежитиях. Оплата за проживание в общежитиях не включается в состав государственного заказа на обеспечение студентов, магистрантов и докторантов местами в общежитиях.
- В целях обеспечения доступности получения технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования создаются условия для развития Государственной образовательной накопительной системы и негосударственного образовательного кредитования.
7 слайд
- Образовательные программы высшего образования направлены на подготовку высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями отраслей экономики с присуждением степени «бакалавр» или присвоением квалификации «специалист».
- Содержание образовательных программ высшего образования предусматривает изучение цикла общеобразовательных дисциплин, цикла базовых дисциплин, цикла профилирующих дисциплин, а также прохождение профессиональной практики по соответствующим направлениям подготовки кадров с ориентиром на результаты обучения и соответствие национальной рамке квалификаций и отраслевым рамкам квалификаций.
Образовательные программы высшего образования включают дисциплины обязательного компонента и компонента по выбору. Порядок и объем освоения дисциплин по основной и дополнительной образовательным программам устанавливаются правилами организации учебного процесса по кредитной технологии обучения.
- Срок освоения образовательных программ высшего образования определяется государственным общеобязательным стандартом высшего образования.
- Для граждан Республики Казахстан, имеющих техническое и профессиональное, послесреднее или высшее образование, организациями высшего и (или) послевузовского образования разрабатываются и реализуются образовательные программы, предусматривающие сокращенные сроки обучения.
8 слайд
- Высшее образование приобретается гражданами, имеющими общее среднее или техническое и профессиональное, или послесреднее образование. Гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования.
- Образовательные программы высшего образования реализуются в организациях высшего и (или) послевузовского образования.
Обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется в формах очного обучения и (или) экстерната.
- Обучающемуся, прошедшему итоговую аттестацию по освоению образовательной программы высшего образования, присуждается степень «бакалавр» или присваивается квалификация «специалист».
- Для реализации образовательных программ и проведения научно-прикладных исследований организаций высшего и (или) послевузовского образования вправе создавать и (или) вступать в инновационно-образовательные консорциумы.
9 слайд
Лица, получающие образование, являются обучающимися или воспитанниками. К обучающимся относятся учащиеся, кадеты, курсанты, слушатели, студенты, магистранты, интерны, слушатели резидентуры и докторанты. К воспитанникам относятся лица, обучающиеся и воспитывающиеся в дошкольных, интернатных организациях.
Обучающиеся и воспитанники имеют право на:
- получение качественного образования в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования;
- восстановление и перевод из одного учебного заведения в другое, с одной специальности или образовательной программы высшего образования на другую, с платной основы на обучение по государственному образовательному заказу или с одной формы обучения на другую;
- бесплатное пользование спортивными, читальными, актовыми залами, компьютерными классами и библиотекой;
- свободное выражение собственного мнения и убеждений;
- уважение своего человеческого достоинства;
Обучающиеся и воспитанники всех организаций образования очной формы обучения, независимо от ведомственной подчиненности, имеют право на:
1) льготный проезд на общественном транспорте (кроме такси) по решению местных представительных органов;
2) совмещение обучения с работой в свободное от учебы время;
3) отсрочку от призыва на воинскую службу в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
По медицинским показаниям и в иных исключительных случаях обучающемуся может предоставляться академический отпуск.
10 слайд
- К педагогическим работникам относятся лица, занимающиеся образовательной деятельностью, связанной с обучением и воспитанием обучающихся и воспитанников в организациях образования, а также в других организациях, реализующих образовательные программы.
Педагогические работники государственных организаций образования, созданных в организационно-правовой форме государственных учреждений и казенных предприятий, являются гражданскими служащими (за исключением сотрудников и военнослужащих военных, специальных учебных заведений, имеющих воинское или специальное звание, классный чин).
- Государство признает особый статус педагогических работников в обществе и создает условия для осуществления профессиональной деятельности.
11 слайд
- Управление качеством образования осуществляется путем принятия управленческих решений на всех уровнях образования, за исключением технического и профессионального, послесреднего, послевузовского образования, на основании результатов образовательного мониторинга.
- Образовательный мониторинг осуществляется с помощью комплекса статистических и аналитических оценочных показателей для внешней и внутренней оценки качества системы образования.
- Внешняя оценка учебных достижений является одним из видов независимого от организаций образования мониторинга за качеством обучения.
- Внешняя оценка учебных достижений проводится в организациях среднего, высшего и (или) послевузовского образования: в организации высшего и (или) послевузовского образования – выборочно с целью мониторинга освоения типовых учебных программ цикла общеобразовательных дисциплин.
- Организация, осуществляющая комплекс мероприятий по проведению внешнего оценивания качества образовательных услуг:
1) разрабатывает и внедряет задания комплексного тестирования для лиц, поступающих в организации образования, реализующие образовательные программы высшего образования;
2) разрабатывает и внедряет технологии контроля качества учебного процесса, моделей конкурсного формирования контингента обучающихся в организациях образования;
3) проводит научно-методические исследования по теории и методологии тестирования измерения качества образования и его соответствия требованиям государственных общеобязательных стандартов образования.
12 слайд
- Государство обеспечивает выделение бюджетных средств на образование с учетом его приоритетности.
- Финансирование государственных организаций образования осуществляется за счет бюджетных средств на основе требований, устанавливаемых государственными общеобязательными стандартами образования по уровням образования, и норм, определяемых законодательством Республики Казахстан.
- Финансирование государственных учреждений образования за счет бюджетных средств обеспечивает содержание и выполнение функций учреждений в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования. Финансирование государственных учреждений образования, в которых реализуется подушевое нормативное финансирование, осуществляется в объеме, определяемом методикой подушевого нормативного финансирования и иными расходами, предусмотренными законодательством Республики Казахстан.
- Финансирование государственных предприятий образования, организаций образования других организационно-правовых форм осуществляется на основе государственного образовательного заказа.
- Государственный образовательный заказ на финансирование высшего или послевузовского образования с присуждением степени «бакалавр» или «магистр» размещается в виде образовательных грантов дифференцированно в зависимости от образовательных программ, вида и статуса организации высшего и (или) послевузовского образования.
- Финансирование обучения иностранцев, в том числе лиц казахской национальности, не являющихся гражданами Республики Казахстан, по стипендиальным программам в казахстанских организациях высшего и (или) послевузовского образования осуществляется путем выделения бюджетных средств на соответствующий период обучения.
13 слайд
- Международное сотрудничество Республики Казахстан в области образования осуществляется на основе законодательства Республики Казахстан и международных договоров Республики Казахстан.
- Организации образования в соответствии со спецификой своей работы имеют право устанавливать прямые связи с зарубежными организациями образования, науки и культуры, международными организациями и фондами, заключать двусторонние и многосторонние договоры о сотрудничестве, участвовать в международных программах обмена студентами, магистрантами, докторантами, педагогическими и научными работниками, вступать в международные неправительственные организации (ассоциации) в области образования.
- Порядок осуществления международного сотрудничества организациями образования Республики Казахстан устанавливается уполномоченным органом в области образования.
- Создание международных и иностранных учебных заведений в Республике Казахстан и (или) их филиалов осуществляется на основе международных договоров или по решению Правительства Республики Казахстан.
- Лицензирование образовательной деятельности международных учебных заведений и учебных заведений, создаваемых на территории Республики Казахстан другими государствами или их юридическими и физическими лицами, их филиалов, а также контроль и аккредитация таких учебных заведений осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан, если иное не предусмотрено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
Этап 3: Проведение пресс конференции: Президиум садится на подготовленные места и готовятся отвечать на вопросы. Студенты группы задают интересующие их вопросы по каждой главе закона «Об образовании».
Этап 4: Дискуссия и обсуждение актуальных вопросов в сфере образования.
Достигнутые результаты:
Кураторский час проведен согласно плану, воспитательные, образовательные и развивающие цели достигнуты; общая оценка кураторского часа положительная. Выбранная методика проведения кураторского часа в виде пресс-конференции способствовала полному раскрытию темы кураторского часа. Куратору и студентам объявлена благодарность за хорошую подготовку и проведение кураторского часа. В качестве замечаний был отмечен факт опозданий 5 студентов.