Мастер-класс на тему «Закон Республики Казахстан «Об образовании»


Цели кураторского часа:

Воспитательная – формирование нравственно-этического воспитания, правильного отношения к общечеловеческим ценностям, воспитание зрелой личности, эмоционально и нравственно стойкой к негативным жизненным проявлениям.

Обучающая – обобщение, углубление и закрепление знаний основных статей закона об образовании.

Развивающая – формирование способности политического мышления, овладение навыками работы в коллективе.

Задачи:

  1. Ознакомить студентов с разделами, входящими в «Закон об образовании»;
  2. Детально разобрать основные статьи, касающиеся высшего и послевузовского образования закона.
  3. Способствовать формированию активной жизненной позиции студентов.

Описание:

Тип кураторского часа – мультимедийная презентация с элементами пресс — конференции.

Этап 1. Организационный

Деятельность преподавателя: Приветствует; Определяет отсутствующих;

Организация внимания.

Деятельность студентов:  Приветствуют; Подготовились к кураторскому часу;  Внимательно слушают.

Этап 2.  Вступительное слово куратора Платоновой Е.С.

В долгосрочной Стратегии «Казахстан-2050» образование признано одним из важнейших приоритетов.

Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде.

Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели.

Успешная модернизация образования обуславливается усилиями государства в национальном планировании развития образовательной системы, и, в свою очередь, приводит к развитию человеческого капитала и экономическому росту.

Международный опыт функционирования образовательных систем демонстрирует важность наличия политической воли для реализации эффективной и последовательной модернизации образовательной политики и системы образования в целом.

Человеческое развитие является стратегически важной целью в процессе развития страны. Для развития современной и гибкой системы образования в Казахстане принимается политика, акцентирующая внимание на возросшей роли человеческого капитала, обеспечении равных образовательных возможностей и достижении высоких образовательных стандартов.

Существенным вкладом в развитие человеческого капитала страны стала реализация программы Президента РК «Болашак», дающей возможность одаренным молодым казахстанцам получить образование в лучших университетах мира.

За последние годы в Казахстане сложились благоприятные экономические условия. Республику признают одним из лидеров по макроэкономическим параметрам роста не только среди государств СНГ, но и среди стран, в которых осуществляется последовательная трансформация экономических систем.

Стабилизация и развитие экономики позволяют увеличить расходы на финансирование образования, что дает возможность постоянно обновлять инфраструктуру и совершенствовать качество образования.

Принят новый курс экономики Казахстана, ориентированной на использование природных ресурсов и развитие на основе научных открытий наукоемких производств и использовании человеческого капитала. Таким образом, в создавшихся условиях актуальной является потребность в образовании и, соответственно, предполагается увеличение инвестиций в развитие интеллектуального капитала.

 

Деятельность студента: Раскрывает тему кураторского часа.

Деятельность студентов: Смотрят, слушают, участвуют в дискуссии и заданиях преподавателя.

 

Мультимедийная презентация кураторского часа. Докладчик – Кумзина Виолетта.

3 слайд

Именная стипендия — учреждаемая физическими или юридическими лицами стипендия для поощрения наиболее способных обучающихся, успешно осваивающих соответствующие образовательные программы, занимающихся научно-исследовательской работой, принимающих активное участие в общественной, культурной и спортивной жизни учебного заведения;

Бакалавр – степень, присуждаемая лицам, освоившим образовательные программы высшего образования;

Международная стипендия «Болашак» – стипендия, учреждаемая Президентом Республики Казахстан для обучения граждан Республики Казахстан в ведущих зарубежных организациях высшего и (или) послевузовского образования по очной форме обучения или прохождения стажировки в зарубежных организациях работниками, категории которых определяются Республиканской комиссией по подготовке кадров за рубежом;

Промежуточная аттестация обучающихся – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися содержания части или всего объема одного учебного предмета, одной учебной дисциплины и (или) модуля, а также профессиональных модулей в рамках одной квалификации после завершения их изучения;

Итоговая аттестация обучающихся — процедура, проводимая с целью определения степени освоения ими объема учебных предметов, учебных дисциплин и (или) модулей, предусмотренных государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования;

Образовательный грант — целевая сумма денег, предоставляемая обучающемуся на условиях, установленных законодательством Республики Казахстан, для оплаты высшего или послевузовского образования с присуждением степени «бакалавр» или «магистр»;

Стипендия — сумма денег, предоставляемая обучающемуся для частичного покрытия расходов на питание, проживание и приобретение учебной литературы;

 

4 слайд

  1. Основными принципами государственной политики в области образования являются:

1) равенство прав всех на получение качественного образования;

2) приоритетность развития системы образования;

3) доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого лица;

4) уважение прав и свобод человека;

5) стимулирование образованности личности и развитие одаренности;

6) непрерывность процесса образования, обеспечивающего преемственность его уровней;

7) единство обучения, воспитания и развития;

8) демократический характер управления образованием, прозрачность деятельности системы образования;

9) разнообразие организаций образования по формам собственности, формам обучения и воспитания, направлениям образования.

  1. Запрещается создание и деятельность организационных структур политических партий и религиозных организаций (объединений) в организациях образования

 

5 слайд

  • Право на образование обеспечивается государством путем развития системы образования, совершенствования правовой основы ее функционирования и создания необходимых социально-экономических условий для получения образования в соответствии с Конституцией Республики Казахстан.
  • Государство создает условия по обеспечению студентов, магистрантов и докторантов вновь вводимыми местами в общежитиях для студентов, магистрантов и докторантов путем размещения государственного заказа на обеспечение студентов, магистрантов и докторантов местами в общежитиях. Оплата за проживание в общежитиях не включается в состав государственного заказа на обеспечение студентов, магистрантов и докторантов местами в общежитиях.
  • В целях обеспечения доступности получения технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования создаются условия для развития Государственной образовательной накопительной системы и негосударственного образовательного кредитования.

7 слайд

  1. Образовательные программы высшего образования направлены на подготовку высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями отраслей экономики с присуждением степени «бакалавр» или присвоением квалификации «специалист».
  2. Содержание образовательных программ высшего образования предусматривает изучение цикла общеобразовательных дисциплин, цикла базовых дисциплин, цикла профилирующих дисциплин, а также прохождение профессиональной практики по соответствующим направлениям подготовки кадров с ориентиром на результаты обучения и соответствие национальной рамке квалификаций и отраслевым рамкам квалификаций.

Образовательные программы высшего образования включают дисциплины обязательного компонента и компонента по выбору. Порядок и объем освоения дисциплин по основной и дополнительной образовательным программам устанавливаются правилами организации учебного процесса по кредитной технологии обучения.

  1. Срок освоения образовательных программ высшего образования определяется государственным общеобязательным стандартом высшего образования.
  2. Для граждан Республики Казахстан, имеющих техническое и профессиональное, послесреднее или высшее образование, организациями высшего и (или) послевузовского образования разрабатываются и реализуются образовательные программы, предусматривающие сокращенные сроки обучения.

 

8 слайд

  1. Высшее образование приобретается гражданами, имеющими общее среднее или техническое и профессиональное, или послесреднее образование. Гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования.
  2. Образовательные программы высшего образования реализуются в организациях высшего и (или) послевузовского образования.

Обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется в формах очного обучения и (или) экстерната.

  1. Обучающемуся, прошедшему итоговую аттестацию по освоению образовательной программы высшего образования, присуждается степень «бакалавр» или присваивается квалификация «специалист».
  2. Для реализации образовательных программ и проведения научно-прикладных исследований организаций высшего и (или) послевузовского образования вправе создавать и (или) вступать в инновационно-образовательные консорциумы.

 

9 слайд

Лица, получающие образование, являются обучающимися или воспитанниками. К обучающимся относятся учащиеся, кадеты, курсанты, слушатели, студенты, магистранты, интерны, слушатели резидентуры и докторанты. К воспитанникам относятся лица, обучающиеся и воспитывающиеся в дошкольных, интернатных организациях.

Обучающиеся и воспитанники имеют право на:

  • получение качественного образования в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования;
  • восстановление и перевод из одного учебного заведения в другое, с одной специальности или образовательной программы высшего образования на другую, с платной основы на обучение по государственному образовательному заказу или с одной формы обучения на другую;
  • бесплатное пользование спортивными, читальными, актовыми залами, компьютерными классами и библиотекой;
  • свободное выражение собственного мнения и убеждений;
  • уважение своего человеческого достоинства;

Обучающиеся и воспитанники всех организаций образования очной формы обучения, независимо от ведомственной подчиненности, имеют право на:

1) льготный проезд на общественном транспорте (кроме такси) по решению местных представительных органов;

2) совмещение обучения с работой в свободное от учебы время;

3) отсрочку от призыва на воинскую службу в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

По медицинским показаниям и в иных исключительных случаях обучающемуся может предоставляться академический отпуск.

 

10 слайд

  1. К педагогическим работникам относятся лица, занимающиеся образовательной деятельностью, связанной с обучением и воспитанием обучающихся и воспитанников в организациях образования, а также в других организациях, реализующих образовательные программы.

Педагогические работники государственных организаций образования, созданных в организационно-правовой форме государственных учреждений и казенных предприятий, являются гражданскими служащими (за исключением сотрудников и военнослужащих военных, специальных учебных заведений, имеющих воинское или специальное звание, классный чин).

  1. Государство признает особый статус педагогических работников в обществе и создает условия для осуществления профессиональной деятельности.

 

11 слайд

  • Управление качеством образования осуществляется путем принятия управленческих решений на всех уровнях образования, за исключением технического и профессионального, послесреднего, послевузовского образования, на основании результатов образовательного мониторинга.
  • Образовательный мониторинг осуществляется с помощью комплекса статистических и аналитических оценочных показателей для внешней и внутренней оценки качества системы образования.
  • Внешняя оценка учебных достижений является одним из видов независимого от организаций образования мониторинга за качеством обучения.
  • Внешняя оценка учебных достижений проводится в организациях среднего, высшего и (или) послевузовского образования: в организации высшего и (или) послевузовского образования – выборочно с целью мониторинга освоения типовых учебных программ цикла общеобразовательных дисциплин.
  • Организация, осуществляющая комплекс мероприятий по проведению внешнего оценивания качества образовательных услуг:

1) разрабатывает и внедряет задания комплексного тестирования для лиц, поступающих в организации образования, реализующие образовательные программы высшего образования;

2) разрабатывает и внедряет технологии контроля качества учебного процесса, моделей конкурсного формирования контингента обучающихся в организациях образования;

3) проводит научно-методические исследования по теории и методологии тестирования измерения качества образования и его соответствия требованиям государственных общеобязательных стандартов образования.

 

12 слайд

  • Государство обеспечивает выделение бюджетных средств на образование с учетом его приоритетности.
  • Финансирование государственных организаций образования осуществляется за счет бюджетных средств на основе требований, устанавливаемых государственными общеобязательными стандартами образования по уровням образования, и норм, определяемых законодательством Республики Казахстан.
  • Финансирование государственных учреждений образования за счет бюджетных средств обеспечивает содержание и выполнение функций учреждений в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования. Финансирование государственных учреждений образования, в которых реализуется подушевое нормативное финансирование, осуществляется в объеме, определяемом методикой подушевого нормативного финансирования и иными расходами, предусмотренными законодательством Республики Казахстан.
  • Финансирование государственных предприятий образования, организаций образования других организационно-правовых форм осуществляется на основе государственного образовательного заказа.
  • Государственный образовательный заказ на финансирование высшего или послевузовского образования с присуждением степени «бакалавр» или «магистр» размещается в виде образовательных грантов дифференцированно в зависимости от образовательных программ, вида и статуса организации высшего и (или) послевузовского образования.
  • Финансирование обучения иностранцев, в том числе лиц казахской национальности, не являющихся гражданами Республики Казахстан, по стипендиальным программам в казахстанских организациях высшего и (или) послевузовского образования осуществляется путем выделения бюджетных средств на соответствующий период обучения.

 

13 слайд

  1. Международное сотрудничество Республики Казахстан в области образования осуществляется на основе законодательства Республики Казахстан и международных договоров Республики Казахстан.
  2. Организации образования в соответствии со спецификой своей работы имеют право устанавливать прямые связи с зарубежными организациями образования, науки и культуры, международными организациями и фондами, заключать двусторонние и многосторонние договоры о сотрудничестве, участвовать в международных программах обмена студентами, магистрантами, докторантами, педагогическими и научными работниками, вступать в международные неправительственные организации (ассоциации) в области образования.
  3. Порядок осуществления международного сотрудничества организациями образования Республики Казахстан устанавливается уполномоченным органом в области образования.
  4. Создание международных и иностранных учебных заведений в Республике Казахстан и (или) их филиалов осуществляется на основе международных договоров или по решению Правительства Республики Казахстан.
  5. Лицензирование образовательной деятельности международных учебных заведений и учебных заведений, создаваемых на территории Республики Казахстан другими государствами или их юридическими и физическими лицами, их филиалов, а также контроль и аккредитация таких учебных заведений осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан, если иное не предусмотрено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

 Этап 3: Проведение пресс конференции: Президиум садится на подготовленные места и готовятся отвечать на вопросы. Студенты группы задают интересующие их вопросы по   каждой главе закона «Об образовании».

 Этап 4: Дискуссия и обсуждение актуальных вопросов в сфере образования.

 Достигнутые результаты:

Кураторский час проведен согласно плану,  воспитательные, образовательные и развивающие цели достигнуты; общая оценка кураторского часа положительная. Выбранная методика проведения кураторского часа в виде пресс-конференции способствовала полному раскрытию темы кураторского часа. Куратору и студентам объявлена благодарность за хорошую подготовку и проведение кураторского часа. В качестве замечаний был отмечен факт опозданий 5 студентов.

Без рубрики