Когда завершился XX век, человечество в очередной раз подводило итоги прошедших тысячелетий. Газеты и журналы наперебой расспрашивали читателей: «Какие изобретения и открытия оказали сильнейшее воздействие на человеческую цивилизацию?» Ответы были самыми разными, но все сходились в одном: самое главное, чему научилось человечество, — это фиксировать, хранить и передавать информацию. Такая возможность появилась с изобретением письменности и книгопечатания.
В течение многих веков люди читают и собирают книги, потому что в них память народа, а без памяти нельзя прожить. Величайшее изобретение народа — письменность. Ее происхождение является одной из сложных проблем современного языкознания.
Становление и развитие языка, близкого к современному казахскому языку, происходило в XIII—XIV веках. Одним из древнейших типов буквенного письма является древнетюркская письменность, возникшая в VI-VII веках. Арабское письмо применялось в Средней Азии и Казахстане в духовных и светских школах, в официальной переписке. В Казахстане арабская графика применялась в течение 900 лет с X по XX век.
Все достижения народа на протяжении веков признаются через наследие письменности. В этой связи уважительно упоминается имя Ахмета Байтурсынова, первого основоположника истории казахской письменности, отца казахского языкознания. В 1912 году Ахмет Байтурсынов реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущих за границей. Он исключил все чисто арабские буквы, не используемые в казахском языке, и добавил буквы, специфические для казахского языка. Новый алфавит, получивший название «Жана емле» («Новая орфография»), до сих пор применяется казахами, живущими в Китае, Афганистане, Иране. После 1917 года в Казахстане началось движение за переход на латинский алфавит.
В этом году исполняется 150 лет со дня рождения учителя нации Ахмета Байтурсынова. Он, во-первых, педагог, работавший над обучением казахских детей на родном языке, автор первого учебника «Әліппе», во-вторых, крупный публицист, общественный деятель, освещавший все стороны казахской общественной жизни, в-третьих, художник-поэт, ученый, изучавший также литературу и уникальный человек, реформировавший арабскую письменность и поднявший ее до национального уровня, чтобы народ мог быстро читать и писать.
Для реализации задачи популяризации наследия великих людей Казахстана, в честь юбилея Ахмета Байтурсынова и в рамках программы «Рухани жаңғыру» с 07 февраля по 28 февраля 2022г. кафедра Высшей математики организовала и провела Региональный конкурс эссе «Мой Учитель». Основной целью конкурса является выявление и раскрытие творческих способностей студентов, формирование активной жизненной позиции на примере положительного образа учителя, а также повышение творческого потенциала молодежи и повышение уровня грамотности. Согласно условиям конкурса участники должны были написать эссе, проявив при этом оригинальность в изложении материала, рассказать о своем учителе, который сыграл важную роль в жизни самого автора.
В конкурсе приняли участие студенты высших учебных заведений города Караганды, в частности: Карагандинский университет им. Е.А. Букетова, Карагандинский университет Казпотребсоюза, Карагандинский медицинский университет и Карагандинский технический университет им. А.Сагинова. Для выявления победителей конкурса было отобрано 30 работ.
В своих работах участники конкурса подчеркивали, свою любовь к учителю, помощь учителя в выбор профессии и в формирование личности. Каждый учитель – это добрый волшебник, творящий чудеса на глазах своих учеников, он вкладывают в них свои знания и часть своей души. Учитель открывает двери в общественную жизнь, в общество, по маленьким кирпичикам строит будущие своих учеников и помогает им познать тонкости человеческого общения.
По итогам конкурса дипломами I степени, II степени, III степени награждены следующие студенты:
Батырбеков Адильхан- Карагандинский технический университет имени А. Сагинова, студент группы АиУ-21-3 (руководитель д.т.н., профессор Кажикенова С.Ш.),
Жұмахан Айғаным — Карагандинский университет Казпотребсоюза, студентка группы ГМУ-21-1 (руководитель к.ф.н., профессор Акатаева Ш.Б.),
Балабон Юрий Евгеньевич- Карагандинский технический университет имени А. Сагинова, студент группы НД-21-2 (руководитель к.ф.-м.н., доцент Мустафина Л.М.),
Алакаева Сара Бейбитовна — Карагандинский технический университет имени А. Сагинова, студентка группы ТЭ-21-2 (руководитель к.т.н., и.о.доцента Журов В.В.),
Манатова Улпан Руслановна– Карагандинский технический университет имени А. Сагинова, студентка группы РЭТ-21-1 (руководитель старший преподаватель Касымова Л.Ж.).
Мухаметов Михаил Александрович – Карагандинский технический университет имени А. Сагинова, студентка группы СИБ-21-5 (руководитель к.п.н., и.о. доцент Абаева Н.Ф.),
Тлеуғабылова Аружан Бауыржанқызы — Карагандинский технический университет имени А. Сагинова, студентка группы Аиу 21-2 (руководитель к.т.н., и.о.доцент Шаихова Г.С.),
Бекмаганбет Индира Болатбекқызы – Карагандинский технический университет имени А. Сагинова, студентка группы ОП-21-1 (руководитель старший преподаватель Оспанғалиева М.Т.),
Қалысова Гүлназ Сағадулақызы- Карагандинский университет Казпотребсоюза, студентка группы Эко-21-1 (руководитель Жангабулова Зауре Калимжановна),
Жунусова Дилназ — Карагандинский технический университет имени А. Сагинова, студентка группы ОП-21-2 (руководитель старший преподаватель Тулеутаева Ж.М.),
Кайыркен Анар –Карагандинский технический университет имени А. Сагинова, студентка группы Лог-21-2 (руководитель преподаватель Мергембаева А.Ж.).