История


В связи с расширением и ростом машиностроительного производства на заводах Казахстана в 50-е годы прошлого века возник дефицит квалифицированных кадров, поэтому правительство приняло решение открыть машиностроительный профиль в Карагандинском политехническом институте.

Первый набор студентов в общей сложности 25 человек, специализирующихся на технологическом инжиниринге, станках и инструментах был запущен в 1959 году на металлургическом факультете.

Для развития специальности и выпуска высококвалифицированных ВУЗов администрация и факультет провели большую работу по привлечению квалифицированных кадров на преподавательскую работу из ведущих вузов и ведущих инжиниринговых компаний России. В первые годы широко практикуется ведущих специалистов из центральных вузов (Московский станкоинструментальный Институт, МГТУ им. Баумана и др.): Мальт Г. И. – к. т. н., профессор Московской горной академии, Сахаров Г. Н. – профессор, лауреат Сталинской премии, Боровой А. А. – проф.; Лисицын В. Д. – проф.; Арбузов Ю. Л. – проф. – Московский машиностроительный институт.

В августе 1961 г. кафедра “Технология металлов” был приглашен Эттель А. В., работал в качестве главного технолога Luberetsky завод сельскохозяйственных машин, обеспечивая ему звание доцента, который в сентябре 1962 года и возглавил новую кафедру “Технология машиностроения.»С этого времени началось формирование отдела: для создания офисов, лабораторий, закупки оборудования.

Первыми преподавателями кафедры были: Ким П., Старухин С. В., Клёшина В. А., Клешина Е. В., Белостоцкая И. Л.

Основной задачей того периода являлось комплектование факультета. Эта проблема была решена путем вовлечения кафедры, направленной на распределение специалистов из центральных университетов страны, окончивших аспирантуру: Нерубай М. С. – из Куйбышевского политехнического института, Ушомирская Л. – из Ленинградского политехнического института.

Лучшие выпускники первого набора были направлены на целевую аспирантуру в ведущих вузах Советского Союза: Чуриков А. П. Акжол-А.М., Ким Д.П. – в Московский станкостроительный Институт, Абилова С.М. – В Тульском Политехническом Институте, Бауман, – в Брянский Институт транспортного машиностроения, Гусев В. Г. – в МГТУ им. Баумана, Бенгард А. Е. – в Ленинградском Политехническом Институте. Все они успешно защитили диссертацию и начали работать на кафедре преподавателей.

Подготовили и успешно защитили кандидатские диссертации преподаватели кафедры: Старухина С., Фех е. А., Макеев в. Ф., Падирова И.П., Туменов Т.Н., Ольштын, П.В., Швоев В. Ф. , Аутен У.Я., Подтихова Л. Н., Муравьев О. П., Байжабагинова Г. А. Уалиев Ж. С., Ерахтина И.И., второй, Жаркевич О.М., Никонова Т. Ю., и докторской диссертации В.Г. Гусев, Жетесова Г.С., Сихамбаев и Шеров К. Т., старший преподаватель Юрченко В.В. к защите работы на соискание степени кандидата наук.

Многие выпускники стали крупными руководителями, учеными, как в Республике Казахстан, так и за рубежом: Титкова т., к. т. н., ведущий специалист по САПР (Торонто, Канада); ФЭ эксперт – кандидат медицинских наук (Германия); Гусев В.Г. – доктор технических наук, профессор (Германия); Юнцер Г.А., окончил Академию мировой экономики; Жакен С.А. – Главный инженер ЗАО Каргормаш; Куренков В. В. – Заместитель директора КЛМЗ; В. Петров – Заместитель директора по производству РГТО; Туменов Т. Н. – кандидат юридических наук, доцент, Директор «BelRosinstrument» и т. д.

В разное время кафедрой руководили видные ученые и рабочие производства: Игнатов С. Н. (1971-1983 гг.).) – В настоящее время профессор Муромского филиала МГТУ им.Н. Э. Баумана, Г. Г. Пивень(1983-1993 гг.)- профессор, академик МСУ ГС, с 1994 года ректор КГТУ, Ольштын П. В. (1994-1997 гг.).) – Кандидат юридических наук, доцент, в настоящее время заместитель директора Камышинского филиала Волгоградского технического университета; Швоев В.Ф. (с 1997 по 2008 г.) – кандидат технических наук, доцент; Жетесова Г.С. (с 2008 – 2014) – проф., К. т. Шеров (от 2014-2015 г.) – профессор; Жетесова Г. С. (с 2015 -2017 гг.) – профессор, Юрченко В.В. (2017- настоящее время) – доктор PhD.

Следует отметить, что под руководством Эттеля А. В., а в дальнейшем Игнатова С. Н., Пивень Г. Г., Швоева В. Ф., Жетесовой Г. С. и Шерова К. Т. кафедрой постоянно ведутся научно-исследовательские работы по государственному бюджету и экономическим контрактам, подчиняющимся министерствам и машиностроительным предприятиям, что позволяет защитить ряд магистерских и докторских диссертаций. Сегодня кафедра выполняет работу по двум грантам РК и работает над международным проектом TEMPUS.

С момента открытия кафедры начались новые специальности. В 1970 году он принял первый набор по специальности “Инженерия”, выпускники которого имеют квалификацию инженера и педагога. ” Открытие этой специальности было вызвано отсутствием специалистов в системе профессионального образования, подготовке рабочих машин.

Выпускники этой специальности наряду с высокой подготовкой получили и необходимую образовательную подготовку, проводимую кафедрой педагогики и русского языка под руководством к. п. н., профессора Гонцовой С. А.

В 1994 году в связи с открытием специальности “Металлическая машина” произошло разделение кафедры на два: “Машиностроение” и “Металлическая машина”, но в 1996 году кафедра перевооружилась, что было вызвано снижением планового администрирования.

В 1997 году впервые в Казахстане была открыта новая специальность “стандартизация и сертификация.”

За время своего существования кафедра “Технология машиностроения » подготовила более 2300 специалистов, работающих в различных регионах Казахстана, СНГ и за рубежом.

Без рубрики