ҚР Білім және ғылым министрі Б.Т. Жұмағұловтың Мемлекеттік білім беру жинақтау жүйесі туралы заң жобасы бойынша ҚР Парламенті Сенатында сөйлеген сөзі. Астана, 2012 жылғы 13 желтоқсан
Құрметті төраға! Құрметті депутаттар! Сіздің назарыңызға ұсынылған Мемлекеттік білім жинақтаушы жүйесі Елбасы Н.Назарбаевтың 2011 ж., қаңтар айының 28-нен Қазақстан халқына Жолдауында берілген тапсырмасы бойынша құрылған.
Соответствующее задание включено в Государственную программу развития
образования Республики Казахстан на 2011-2020
годы.
Законопроект прошел тщательное обсуждение в Мажилисе Парламента и единогласно им принят.
В комитетах, рабочей группе в него внесены ценные предложения, которые усилили ряд важных моментов.
В сегодняшнем выступлении остановлюсь на самых концептуальных положениях Законопроекта. Основная цель создания системы — внедрение нового инструмента государственной поддержки и расширения доступности образования — профессионально-технического, высшего и послевузовского.
Подготовка законопроекта основывалась на тщательном анализе мирового опыта.
Подобные системы образовательных сберегательных счетов населения есть в целом ряде стран.
Это Бельгия, Канада, Малайзия, Нидерланды, Сингапур, Испания, Швеция, Великобритания, США. И накопление средств на таких счетах стимулируется государством путем предоставления льгот и субсидий.
Данный опыт учтен при разработке законопроекта.
В нашей стране уже действуют 2 механизма, обеспечивающие доступность образования
Первый — это государственные гранты, по которым обучается около четверти студентов.
Второй — образовательные кредиты, гарантируемые государством.
Государственная образовательная накопительная система призвана стать еще одним, третьем механизмом, который:
во-первых, облегчит населению накопление средств на обучение детей;
во-вторых, часть расходов на обучение возьмет на себя государство.
Законопроектом предусмотрен следующий принцип функционирования данной системы.
Вкладчиком может быть любой гражданин Республики Казахстан, в пользу которого открывается образовательный накопительный вклад в банке-участнике.
Дело это абсолютно добровольное.
Вносить средства на этот вклад может как сам вкладчик, так и другие лица.
Это могут быть родители, родственники, организации и т.д. — их круг проектом Закона не ограничен.
Первоначальный взнос — от 3 МРП.
Последующие взносы и их периодичность определяются вкладчиком или вносителем самостоятельно.
Накопленные средства вклада состоят из трех составляющих.
Первая — это деньги, внесенные вкладчиком или вносителями.
Вторая — вознаграждение банка с ежемесячной капитализацией.
Это проводится точно так же, как и на обычном депозите. Но есть и третья составляющая — премия государства.
Она устанавливается данным законопроектом.
Ее размер в общем случае — 5% в год от накопленных средств.
А для определенных приоритетных категорий (детей-сирот, инвалидов, многодетных и малообеспеченных семей) — 7%.
Подоходный налог по премиям государства не взимается.
Сохранность образовательных сбережений граждан гарантируется государством через Казахстанский фонд гарантирования депозитов — до 5 млн. тенге.
Данные накопления с государственной премией могут быть использованы только на получение образования, как в Республике Казахстан, так и за рубежом.
В законопроекте сформулирован порядок оплаты обучения вкладчика.
Она может вноситься как сразу за весь период обучения, так и более короткими периодами — к примеру, по семестрам, с продолжением текущего накопления.
Законопроектом предусмотрены права вкладчика на получение средств образовательного накопительного вклада с сохранением премии государства или переуступку накопленных средств третьему лицу с условием сохранения их целевого назначения.
Если же целевое назначение вклада не соблюдается, то начисленная премия государства возвращается в бюджет.
— расторжение договора по инициативе вкладчика или окончание срока договора вклада без соблюдения целевого назначения;
— истечение 3 лет со дня отчисления вкладчика из организации образования;
— утрата вкладчиком гражданства Республики Казахстан.
Участвовать в ГОНС могут только банки второго уровня, отвечающие требованиям, установленным в законопроекте.
— наличие лицензии;
— наличие филиалов в областях, Астане и Алматы;
— отсутствие действующих санкций надзорного органа.
Участие банков также строго добровольное.
В законопроекте детально прописаны все участники ГОНС, их функции, механизмы и порядок взаимодействия.
Уважаемые депутаты!
Для наглядности могу привести следующий пример, который мы просчитали по нормам, установленным в законопроекте.
Допустим, родители открывают вклад на своего 10-летнего ребенка, и срок накопления выбирается 7 лет.
Первоначальный взнос составляет 5000 тенге, последующие взносы — 15000 ежемесячно.
Вознаграждение банка по депозиту — 8%, премия государства — 5%.
Тогда к концу срока накопления, когда ребенку будет 17 лет, общая сумма вклада составит 2 млн. 75 тыс. тенге.
Из них внесенные средства вкладчика составляют 60%, вознаграждение банка — 23%, премия государства -17%.
Для приоритетных категорий вклад государственной премии может быть и больше.
Таким образом, еще раз повторю, что для всех вкладчиков ГОНС государство фактически берет на себя оплату заметной части расходов на образование — порядка 15-20%.
Это принципиально новый механизм государственно-частного партнерства государства и граждан.
Если говорить о сопутствующем законопроекте, то им предусмотрено внесение изменения в Налоговый кодекс, в части исключения сумм премий государства из облагаемого оборота по индивидуальному подоходному налогу, и включение в Закон «Об образовании» правового основания функционирования образовательной накопительной системы.
Уважаемые депутаты!
Законопроект прошел заинтересованное обсуждение во всех комитетах Сената.
Большое вам спасибо за понимание важности предлагаемой системы и поддержку в ходе работы над законопроектом в Сенате Парламента РК.
Благодарю за внимание!