scientific article


ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В МОДЕЛИ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

Койлыбаева С.А., Технологический колледж при КарГТУ

Министерство образования и науки Республики Казахстан в государственной политике модернизации национальной системы многоуровневого образования  констатирует, что формирование профессионально компетентной личности является первостепенной целью. Оно будет предопределять направление модернизации образования , которое будет ориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на привитие обучающимся умение самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества .В настоящее  время необходим компетентностный подход в системе образования на всех ее ступенях обучения: школа- профессиональный лицей-колледж-вуз. Одна из главных проблем современного обучения, что оно не имеет определенной преемственности учебных программ (профессиональный лицей-колледж; колледж-вуз) и прикладного практического значения для выпускника как  профессионального лицея, колледжа ,так и для выпускника вуза .

Под преемственностью между различными типами учебных заведений  понимается оптимальная последовательность и система формирования содержания учебного материала, применяемых методов, форм и дидактических материалов, которая обеспечивает максимальную эффективность профессиональной подготовки специалистов. Рассматривая преемственность как составной компонент процесса непрерывного образования, мы изучили  ее объективный характер, внутреннюю и внешнюю сущность, исходя из того, что любой процесс, педагогическое явление имеют внешние формы проявления и внутреннее содержание. В соответствии  можно говорить о преемственности форм проявления процесса или о внешней сущности преемственности содержания процесса или о внутренней ее сущности. Определяя место и роль преемственности содержания в процессе непрерывного образования, исходили их трех ее составляющих, а именно: объективного характера, внешней и внутренней сущности. Учитывая, ее связь с формой и содержанием нами выделены формальная (внешняя) сущность преемственности и содержательная (внутренняя).

Проявлением формальной сущности преемственности выступает интеграция. Содержанием ее является специально организованная деятельность, направленная на создание единой педагогической системы, включающей целостную совокупность путей, средств, способов и форм образования, позволяющая сформулировать необходимый объем базовых знаний, достичь профессиональной компетенции и социальной зрелости.  Преемственность в усвоении знаний проявляется как формирование базового индивидуального фундамента личности, который позволит человеку приобретать прикладные знания, диктуемые новыми технологиями производства, осуществлять повышение квалификации и переподготовку.

В данном случае преемственность выступает как средство разрешения противоречий, так как интеллектуальные базовые знания индивида, ориентированные на будущую практическую деятельность, служат важнейшим фактором совершенствования профессионализма и самое главное помогает разрешить противоречия между фундаментальным и специальным содержанием общего образования и содержанием, обеспечивающим эффективность профессиональной подготовки.

Содержательной сущностью преемственности процесса непрерывного профессионального образования является фундаментальное содержание, закладываемое в базовых дидактических структурах, формирующих базовые знания и умениях.

Особое место в  системе непрерывного образования  занимает колледж как  тип образовательного учреждения повышенного уровня подготовки специалиста среднего звена.

Следуя мировому опыту, многие исследователи включают колледжи в структуру вузов и рассматривают их функционирование в системе высшей школы. Это является  наиболее продуктивным для реформирования профессионального образования  которое, во-первых, предполагает сохранение системы среднего профессионального образования, во-вторых, направлено на создание условий становления индивидуальной образовательной траектории специалиста. В связи с таким подходом стали активно развиваться многоуровневые системы профессионального образования . Основными критериями развития таких учебных заведений  являются :

-соединение академических целей образования с социально-значимыми  целями для достижения успешной социализации учащихся;

-развитие способностей и умений учащихся самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике;

-умение преподавателя моделировать содержание обучения, создавая модели прикладного характера для будущей профессии;

-прогностический характер образования, его направленность на подготовку выпускника к жизни в современном обществе

Карагандинский Государственный Технический Университет (КарГТУ) в рамках концепции непрерывного образования осуществляет учебную деятельность в системе многоуровневого  образования Лицей-Колледж-Вуз.

Переход КарГТУ на многоуровневую систему  актуализирует необходимость преемственности  и сопряжения основных образовательных программ и образовательных технологий, относящихся к различным образовательным уровням.

Повышение эффективности подготовки квалифицированных специалистов требует гармонизации общеобразовательных, общетехнических, специальных учебных предметов, всех учебно-производственных работ в единый интегрированный комплекс. Это  даст возможность выпуска конкурентоспособных специалистов для  современного рынка  труда.

Учитывая тенденцию преобразования  профессиональных учебных заведений на сегодняшний день, Технологический колледж при КарГТУ  решает вопрос слияния  учебного плана подготовки специалиста среднего звена с планом подготовки бакалавра.  Разработана модель многоуровневой, образовательной структуры, где будет отрабатываться концепция непрерывного профессионального образования. С внедрением новых технологий обучения, которые позволяют выйти на новую модель подготовки специалиста.

На основании разработанной  в колледже модели учебного процесса по многоуровневой системе подготовки специалистов целесообразно осуществлять обучение по сквозному учебному плану Колледж – Вуз. Этот учебный план  основан на принципах преемственности с использованием  кредитной технологии обучения. Это позволит готовить специалистов разного уровня квалификации.

Содержание образовательных программ в  колледже будет диверсифицировано по признакам получения профессиональных знаний и навыков  обучения. Образовательные программы будут носить сопряженный характер, частично перекрывая  отдельные дисциплины и их разделы. Будут использованы: рейтинговая технология по контролю знаний обучающихся;  адаптивные  образовательные технологии , позволяющие уменьшить существующий технологический разрыв в организации учебного процесса колледж-вуз. Для реализации подобной стратегии важны непрерывность, преемственность систематичность и интеграция  на всех  уровнях образования. При этом решение задачи систематизации и интеграции знаний зависит от усилий самого обучающегося.

Учащимся  Технологического  колледжа будет предоставляться возможность обучения на разных уровнях  профессионального образования. Данный экспериментальный план позволит концентрировать  общеобразовательную подготовку  на первом году обучения для построения дальнейшей  индивидуальной профессиональной  траектории образования   с учетом успешности обучения и учебной мотивации.

Экспериментальный многоуровневый интегрированный рабочий учебный план даст возможность осуществить непрерывное профессиональное образование по подготовке  специалистов в соответствии с потребностями рынка труда. Такой подход позволяет  Университету разрабатывать и реализовывать различные профессиональные образовательные программы, удовлетворяющие потребности каждой личности в отдельности и общества в целом. Обеспечить всем равные образователь­ные возможности, с тем, чтобы на протяжении всей жизни каждый человек мог беспрепятственно повышать свой образовательный уровень. Это пред­полагает системное обновление нор­мативного обеспечения учебного про­цесса, создание как научно-методи­ческих, так и организационных усло­вий, способствующих решению столь сложной педагогической проблемы.

Основное предназначение разработанного подхода следующее:

– сохранить и приумножить возможности имеющихся учебных заведений профессионального образования, их потенциал для обеспечения кадрового сопровождения, осуществляемых в стране экономических преобразований;

– создать центр по разработке и внедрению национальной программы профессионального образования и оказания научно-методической помощи  по составлению планов и программ;

– создать условия для повышения престижа подготовки  квалифицированных рабочих и специалистов, определенной стратегией «Казахстан 2030»;

– формирование научно-педагогических основ и условий для разработки и внедрения национальной модели подготовки кадров в предлагаемой системе.

Практическая значимость преемственного подхода к системе образования, что его результаты, выводы и рекомендации могут быть использованы в системе непрерывной подготовки специалистов среднего звена при переходе в систему высшего образования по сокращенной программе. В практику могут быть рекомендованы комплексы учебно-методических задач преемственности обучения при формировании профессиональных знаний и умений  у студентов колледжа и вуза; экспериментальные учебные планы и программы интегрированной подготовки специалистов в колледже и вузе.

Литература

1. Государственная программа развития технического и профессионального образования   Республики Казахстан на 2008-2012 годы.

2. Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003-2015 годы

3. Меморандум об обучении в течение всей жизни, 2000г.

4. Рекомендации ЮНЕСКО и МОТ. Техническое и профессиональное образование и подготовка для двадцать первого века, 2003г.

5. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие. Под науч. ред. В И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002.

6. Студенкова Н.А. Профессиональное образование в условиях компетентностного подхода. Профессионал Казахстана. 2005. №5.

7. Агатаева Б.Б. Педагогические условия развития профессиональной компетенции студентов. Профессионал     Казахстана. 2008. №12.

8. Гибсон  М., Казжанова А. Модель учебного плана на основе компетенций: Компетентностно-ориентированные стандарты. Профессионал Казахстана. 2008. №11.

Uncategorized