В рамках научно-исследовательского проекта «Развитие потенциала инновационной подготовки инженеров через STEAM образование» грантового финансирования Комитета науки МНиВО РК проводился педагогический эксперимент с внедрением STEAM технологий для образовательных программ «Архитектура» и «Информационные системы» при проведении профессиональных практик.
Для выполнения задания по практике ОП «Архитектура» студенты были распределены по бригадам, за каждой бригадой экспериментальной группы были закреплены менторы – студенты старшего курса.
Задачами эксперимента ставились:
— развитие навыков групповой работы в коллективах (имитация реального профессионального коллектива);
— возможность профессионального и личностного роста в непривычном окружении;
— отработка решений конфликтных ситуаций и противоречий в профессиональной среде;
— развитие наставнических навыков у менторов.
Запрос в психологическую службу был на помощь в проведении тренингов по командообразованию, что предположительно должно было бы помочь студентам выполнять коллективную работу на производственной практике, а также использовать полученные навыки коммуникации и решении конфликтных ситуаций в дальнейшей профессиональной деятельности.
Сотрудники службы с большим энтузиазмом поддержали проект. Системная работа психологов со студентами и преподавателями длилась на протяжении пяти недель и не ограничилась еженедельными тренингами. Со студентами проводились групповые и индивидуальные занятия. На основе таких занятий давались рекомендации преподавателю по регулированию учебного процесса.
Анализ результатов эксперимента подтвердил необходимость психологической поддержки в учебном процессе обучающихся и преподавателей, и необходимость разъяснения специфики взаимодействия с психологом, которая заключается в активной работе со стороны обратившегося. Также была выявлена необходимость отдельной подготовки менторов среди студентов, желающих стать наставниками. Организованный клуб помог бы научить делиться собственным опытом, помогать решать конфликтные ситуации, создавать коммуникационные связи между студентами и преподавателями.
Неформальный подход и кропотливая работа команды психологов позволила вывести проведение профессиональной практики на новый уровень, когда формируются не только профессиональные компетенции и закрепляются ранее полученные знания, но и софт скилс, что соответствует концепции STEAM образования.
Рабочая группа проекта по руководством Джантасовой Д.Д. выражает благодарность за интересную совместную работу Литвиновой Наталье Васильевне и всем сотрудникам психологической службы университета, без которой был бы невозможен проведенный эксперимент и высокий уровень работы студентов.