Кураторский час на тему: «Государственная политика в области образования – политика, обеспечивающая будущее Казахстана».


Сведения о кураторском часе:
Факультет: ФИТ
Кафедра: ИВС
Специальность: ИС
Кураторы: Тлеугабылова К.С.
Курс: ИС-20-2
Дата: 02.10.2020  Время: 13:10 – 13:50
Тема кураторского часа:
«Государственная политика в области образования – политика, обеспечивающая будущее Казахстана»

План:
I.Вступительное слово куратора.
Цели и задачи кураторского часа.
II.Основная чсть

  1. Этапы становления системы образования в РК.
  2. Государственная политика в области образования.

(выступление студентов, обсуждение)

  1. Выступление приглашенных гостей:

а) Табашнюк Е. студент гр ВТ-18-3( обучался по академ.мобильности в г Томске)

б) Кальчугина О. студентка гр. ИС-17-2 (обучалась по академ.мобильностив Пекине)

III.Заключение

а) Выступления студентов группы.Цитирование великих мыслителей об образовании,васпитании.

Эпиграф к кураторскому часу: Лишь знаньем жив человек,

                                                      Лишь знаньем движется век.

                                                     Лишь знанье — светоч сердец

I. Цели и задачи кураторского часа.

1.Ознакомление с этапами становления образовательной системы в РК. Государственной политики в области образования.

  1. В ходе обсуждения темы спасобствовать развитию умении и навыков рассуждть,отстаивать свою точку зрения,делать выводы.
  2. Способствовать формированию чувства гордости, благодарности и ответственности за Родину.

Система образования — модель, объединяющая институциональные структуры (школауниверситет, дошкольные образовательные учреждения, дополнительное образование, колледжи, другое), основной целью которых является образование обучающихся в них. В Конституции Республики Казахстан (статья 30) записано:”Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно. Гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении. Получение платного образования в частных учебных заведениях осуществляется на основаниях и в порядке, установленных законом. Государство устанавливает общеобразовательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам”.Закон Республики Казахстан «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.07.2020 г.)

Концепция развивает основные принципы образовательной политики Казахстана, определенные Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «Об образовании», Законом Респу­блики Казахстан «О науке» 2011 г., Законом Республики Казахстан «О национальной безопасности», законом Республики Казахстан от 24.10.2011 N487-IV «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об образовании», Стратегией «Казахстан-2030», Постановлением Правительства Республики Казахстан от 14.02.2000 г. №236 «О некоторых мерах по интеграции образования и науки в Республике Казахстан», «Стратегией индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 года», Стратегией «Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства» 2012, Государствен­ной программой «Образование», Конвенцией по техническому и профессиональному образованию, Лиссабонской Конвенцией о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европей­ском регионе, Конвенцией «О правах ребенка», Декларацией Всемирной конференции по высшему образованию, рекомендациями Совещания министров образования европейских стран в Болонье, Конфе­ренцией министров образования государств-участников Содружества независимых государств и Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ, Советом по взаимному призна­нию и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях при Интеграционном Комитете Евразийского Экономического Сообщества.

Концепция развития образования является документом, определяющим общую стратегию, основные направления, приоритеты, задачи государственной политики в области образования и механизмы их реализации, как фундаментальной составляющей становления и укрепления государственной независи­мости, прогрессивного развития страны.

II.Основная часть

Вопрос: на какие этапы реформирование системы высшего образования за годы независимости Казахстана можно условно подразделить?

Реформирование системы высшего образования за годы независимости Казахстана можно условно подразделить на следующие этапы;

1991-1994 гг. – Становление законодательной и нормативной правовой базы высшего образования.

1995-1998 гг. – Модернизация системы высшего образования, обновление ее содержания.

1999-2000 гг. – Децентрализация управления и финансирования образования, расширение академиче-ских свобод организаций образования.

2001-2004 гг. – Изменения стратегического развития системы высшего и среднего образования.

Слайд 2 2005-2010 гг. – Поиски оптимальных путей адаптации системы высшего образования к условиям рыночной экономики на основе «Концепции развития системы образования РК до 2015 года».

2011 по настоящее время – новый этап, формирование национальной модели образования на основе инновационного развития, интегрированной в мировое образовательное пространство и обеспечивающей подготовку специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке труда.

Вопрос: Какие уровни образования существуют в казахстан?

Принятые документы в области образования соответствуют потребностям экономической и общественной модернизации и учитывают международные требования к новым образовательным систе­мам. Структура казахстанской системы приведена в соответствие с критериями классификации образова­тельных программ Международной стандартной классификации образования МСКО-1997, рекомендо­ванной ЮНЕСКО.

Таким образом, предусмотрены: переход на 12-летнее среднее общее образование; создание системы технического и профессионального образования; обеспечение трехуровневой системы подготовки профессиональных кадров – бакалавриат-магистратура-докторантура (PhD), основанной на системе академических кредитов, соответствующей положениям Болонской декларации и международным стандартам; создание национальной системы оценки качества образования.

Слайд 5 В соответствии с требованиями Болонского процесса Казахстан перешел к трехуровневой модели подготовки кадров: бакалавриат-магистратура-докторантура PhD. 42 ВУЗа в том числе и наш ВУЗ прошли сертификационный аудит систем менеджмента качества в европейских агентствах. Определен перечень приоритетных специальностей для подготовки кадров по докторским и магистерским программам с учетом кластерных инициатив.

  В 2010 году  в ходе второго форума министров образования европейских стран в  Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации. Казахстан  стал 47-м участником Болонского процесса, это  первое центральноазиатское государство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства. Решение о присоединении Казахстана единодушно поддержали представители 46 стран-подписантов Болонской декларации. Флаг Казахстана внесен и установлен в галерею флагов стран-участниц Болонского процесса

17 сентября в 2009 году на XXI конференции Magna Charta Universitatum состоялось вступление Карагандинского государственного технического университета в Великую Хартию Университетов г. Болонья, Италия.

Ректор Университета, академик НАН РК А.М. Газалиев подписал соглашение, и наш Университет был включен в список высших учебных заведений как участник Болонского процесса

Вопрос: Перечислите основные принципы и цели в системе образования РК?

Вышесказанные документы определили принципы государственной политики в области образования. Основными принципами государственной политики в области образования РК являются:

равенство прав всех на получение качественного образования;

светский, гуманистический и развивающий характер образования, приоритет гражданских и нацио­нальных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

непрерывность процесса образования, обеспечивающего преемственность его уровней;

единство обучения, воспитания и развития;

Основными целями системы образования в Республике Казахстан являются:

формирование общенаучной и общекультурной подготовки обучающихя;

социальная адаптация школьников и студенческой молодежи к жизни в обществе;

воспитание гражданственности и любви к Родине;

обеспечение потребностей общества в квалифицированных рабочих и специалистах, переподготовка и повышение их квалификации.

Таким образом, ребята сделайте вывод в целом о системе образования в нашей стране

1.Переход к принципу «образование для всех в течение всей жизни»; 2.доступность и преемственность всех уровней образования;

3.полноценное, качественное, конкурентоспособное образование, ориентированное на результат.

Болашак (каз. болашақ – будущее) — международная образовательная стипендия первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева.

Цель программы — подготовка кадров и специалистов для приоритетных секторов экономики страны. Программа включает в себя как получение научной степени высших учебных заведений, так и научные и производственные стажировки в ведущих компаниях и университетах мира.

Огромное значение для подготовки кадров и развития образовательных связей с ведущими зарубежными университетами имела Государственная программа «Болашак», учрежденная 11 ноября 1993 г. по инициативе Президента Республики Казахстан.

В 1994 г. первые казахстанские студенты были отправлены на обучение в высшие учебные заведения США, Великобритании, Германии и Франции. Впервые в истории стран постсоветского пространства появилась возможность обучения талантливой молодежи за рубежом за счет государства.

За 26 лет реализации, международная стипендия «Болашак» присуждена более 14,5 тысячам граждан Казахстана для обучения в лучших вузах мира.

Наибольшее число стипендиатов обучается в вузах  Великобритании и Ирландии – 55%, США и Канады – 31,6%, странах континентальной Европы – 6%, Российской Федерации – 4%, Азии и Океании – 3,4%.

Помимо международной стипендии «Болашак», казахстанские студенты получают образование за рубежом по самым различным программам обмена по таким специальностям, как экономика, международные отношения, иностранная филология, военное дело, менеджмент, информатика, компьютерные технологии. Таким образом, в результате реформ и трансформаций в Казахстане возникла современная система общего (среднего), среднего специального, высшего образования, состоящая из государственного и негосударственного секторов, соответствующая, в основном, международным стандартам.

Слово гостям.

а) Табашнюк Е. студент гр ВТ-18-3( обучался по академ.мобильности в г Томске)

б) Кальчугина О. студентка гр. ИС-17-2 (обучалась по академ.мобильностив Пекине)

III.Заключение

а) Выступления студентов группы.Цитирование великих мыслителей об образовании,васпитании.

 

«Еще в 1943 году Уинстон Черчилль говорил, что «империями будущего будут империи ума. Айткен А.

 

2.«Фрэнсис Бэкон говорил: «Знание – сила, только тогда, когда оно приносит пользу стране и народу» Агубаев А.

 

  1. Абай Кунанбаев: Для тех, кто стремится усвоить науку, необходимо знать условия, без которых невозможно достичь цели: 1) обретая знания, не ставь себе задачи получить через них какую-нибудь выгоду; 2) изучая науки, ставь перед собой ясные и благородные цели, не стремись приобрести знания для того, чтобы иметь возможность спорить с другими; Ли.А.
  2. В послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 года. Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущеенароду Казахстана Первым Президентом республики были озвучены ряд ключевых проблем, стоящих перед страной, решение которых во многом будет определять развитие государства не только на ближайшее время, но и на отдалённую перспективу, а также намечены приоритетные направления и цели, стоящие перед обществом. «Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для казахстанцев. Развитая страна в XXI веке – это активность, образование и здоровье граждан».- Мороз В.
  3. Образование это трансляция цивилизации. Уилл Дюран –Новиков Д
    6. Образование: долг, нынешнего поколения будущему. Джордж Пибоди – Новиков Д
  4. Сократ: Я знаю, что я ничего не знаю. – Садырбаев А

Признать собственное несовершенство — это первый шаг к тому, чтобы начать развиваться в умственном и моральном плане.

  1. Известный конфуцианский учитель Сюнь-цзы высказал мысль:

Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания!

В наши дни это высказывание как никогда актуально. Идея обучения, которое длится всю жизнь, стала ключевой тенденцией в мировом образовании.  – Сатанов  А.

  1. Изобретатель Томас Эдисон выдвинул идею, которая сегодня точно отражает задачу образования. Он говорил: – Важнейшая задача цивилизации — научить человека мыслить.

И современное образование ставит своей задачей развивать критическое мышление. -Туйак Б

  1. Американский писатель и философ Ральф Уолдо Эмерсон еще в позапрошлом веке сказал:

Признак хорошего образования — говорить о самых высоких предметах самыми простыми словами.

И сегодня умение объяснять сложные вещи простыми словами, навыки обработки и презентации информации особенно востребованы на рынке труда. – Яворский В

  1. Прав был американский политик Бенджамин Франклин, говоря:

Инвестиции в знания всегда приносят наибольший доход.  – Джаксылыков А

 

Ссылка на видео кураторского часа:

https://drive.google.com/file/d/15yLgKf-nSyP-_VqXZ8L-ZfvDmsXZUvDx/view?usp=sharing

 

Фотоотчет

Uncategorized