Время и место проведения: 1 ноября 2017 года, ауд. № 530 (I корпус)
Цель: формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде.
Задачи:
- Воспитание чувства понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей;
- Формирование стремления к совершенствованию знаний русского и иностранных языков;
- Развитие у студентов навыков публичного выступления;
- Подготовка студентов к жизни в полиэтническом социуме.
В связи с принятой нашим государством новой концепцией образования, преподаватели кафедры «Русский язык и культура речи» выстраивают свою педагогическую деятельность, ориентируясь, прежде всего, на воспитание поликультурной личности. В связи с этим, темой организованного кафедрой Круглого стола была выбрана именно в этом направлении.
Ответственность за организацию и проведение данного мероприятия было возложено на преподавателей кафедры Тунгушбаеву Б.К., Тажибаеву С.М., Азимбаеву Ж.А., Алдыназарову Р.М. В работе Круглого стола приняли участие студенты четырех групп: ГД-17-5, С-17-3, ЭЭ-17-1, ГПР-16-2.
В начале мероприятия с приветственным словом перед участниками Круглого стола выступила заведующая кафедрой, доцент, кандидат филологических наук Оспанова Б.Р. После этого модератором Круглого стола преподавателем Тунгушбаевой Б.К. было сделано небольшое вступление:
Нация – это сплав различных национальностей и народностей, живущих на одной территории. Граждан, живущих на территории Австрии, мы называем австрийцами, на территории Бельгии – бельгийцами, однако помним, что есть такие национальности, как тирольцы, фламандцы и пр.
Также и граждан, живущих на территории Казахстана, можно и должно называть казахстанцами, не зависимо от того, к какой народности или национальности они относятся.
В современном мире не существует ни одной страны, граждане которой являлись бы представителями одного этноса. Люди все больше иммигрируют и эмигрируют. Причины для переезда в другую страну бывают разными: учеба, работа, замужество. Кроме держав с высоким уровнем иммиграции, существуют также государства, этнический состав которых формировался на протяжении долгих веков, например: США, Россия, Казахстан и др. В таких странах культурные различия между разными национальностями достаточно глубоки, несмотря на то, что их представители живут внутри границ одного государства.
Межэтнические и межнациональные конфликты только в одном, отдельно взятом XX веке принесли человечеству немало бед. Да и в нашем столетии, в век тотальной толерантности, полнейшей информационной свободы и доступности образования парадоксально возникает нетерпимость к другим культурам и традициям.
Именно поэтому во всем мире сегодня в той или иной форме существует поликультурное воспитание. Международное сообщество выработало основной его принцип: человек должен знать свои корни и одновременно с уважением относиться к другим культурам.
Проблема поликультурного воспитания и образования на мировом, региональном и федеральном уровнях не только является актуальной, но и отражает реальную действительность, обладает тенденцией к развитию.
Казахстан, являясь многонациональной страной, на территории которой мирно существует около 130 национальностей, в 90-х годах прошлого века разработал новые концепции образования, в том числе и концепцию этнокультурного образования, в которой дается подробное определение поликультурной личности. Согласно данной концепции, «поликультурная личность — это индивид с развитым лингвистическим сознанием. Знание родного и государственных языков, изучение иностранного языка расширяют кругозор личности, содействуют ее многогранному развитию, способствуют формированию установки на толерантность и объемное видение мира».
Полиязыковые личности, то есть люди, владеющие двумя и более языками, свободно переключающиеся с одного языка на другой, знающие и уважающие культуру того народа, на языке которого они говорят, не могут относиться друг к другу нетерпимо или с ненавистью. Поэтому поликультурное воспитание в Казахстане имеет несколько иные приоритеты, чем воспитание уважения и терпимости друг к другу.
Для студентов-афганцев, которые пока еще не успели достаточно овладеть русским языком, преподаватель Тажибаева С.М. сделала перевод на казахский язык.
Далее в обсуждение темы Круглого стола активно включились студенты.
Обсуждение велось в основном на русском языке, но некоторые участники переходили на родной язык, что во многом облегчало понимание студентам из Афганистана, а некоторые студенты с этой же целью высказывались на английском языке. Благодаря этому студенты-афганцы смогли принять активное участие в обсуждении вопросов Круглого стола на трех языках: русском, казахском и английском.
Наши студенты с удовольствием воспользовались возможностью ближе познакомиться со студентами из Афганистана. В основном их интересовали следующие вопросы: как обстоят дела с поликультурным воспитанием в их стране, представители каких национальностей проживают на территории их государства и т.п. Иностранные студенты в свою очередь поделились впечатлениями о нас, о Казахстане, об учебе в нашем университете и т.д.
Завершая Круглый стол, модератор предложила участникам подвести итог обсуждению важной проблемы поликультурного воспитания, после чего участниками мероприятия были сделаны следующие выводы:
- общение между представителями разных народов – одна из наиболее эффективных форм воспитания толерантности и формирования межнациональной дружбы;
- путем грамотного выстраивания межнациональных отношений возможно избежать межнациональных конфликтов;
- поликультурное воспитание — способ противостоять расизму, предубеждениям, ксенофобии, предвзятости, этноцентризму, ненависти, основанной на культурных различиях;
- знание родного и русского языков, изучение иностранного языка способствуют формированию установки на толерантность и объемное видение мира;
- необходимо стремиться формировать в каждом человеке чувство понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей;
условия в современном Казахстане идеально подходят для воспитания поликультурной личности, целью, которой является повышение уровня своей собственной культуры в целом: культуры общения, культуры речи, культуры умственного труда.