Статья Министра образования и науки РК Бакытжана Жумагулова «Мечты становятся явью». Республиканская газета «Казахстанская правда», 7 сентября 2012 года.
Мечты становятся явью
Лекция Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева «Казахстан на пути к обществу знаний» стала, безусловно, одним из важнейших политических событий. Ее слушали миллионы школьников, студентов, их родители и педагоги во всех регионах страны. Думаю, не ошибусь, если скажу, что фундаментальные положения лекции затронули интересы, миропонимание и душу подавляющего большинства казахстанцев.
Глава государства с присущим ему глубинным видением политика и ученого глобального уровня осветил самые масштабные вопросы продвижения нашей страны к новому будущему, ключевые направления и проблемы интеллектуального развития нации, коренной модернизации всей сферы образования.
Лекция ориентирована прежде всего на нашу молодежь. Такой выбор не случаен. Ведь именно молодежи предстоит воплотить в жизнь самую заветную мечту Лидера нации – сделать Казахстан сильной и процветающей страной, занимающей высокие места в мире по конкурентоспособности, экономическому и технологическому развитию, качеству жизни граждан. И это не просто мечта, а научно выверенный политический курс, который последовательно и успешно реализуется на практике. Именно в этом наш Президент видит миссию молодежи в будущем и ее ответственность перед предыдущими поколениями.
Такие встречи Главы государства с молодежью, олицетворяющей будущее Казахстана, становятся уже закрепившейся традицией.
Меня всегда поражал и поражает тот факт, что Республика Казахстан – единственное государство на планете, лидер которого читает лекции многомиллионной аудитории, – не только студентам и учащимся, но, по сути, всему населению страны. Причем находит самые простые и доходчивые слова, объясняя каждому казахстанцу на самом деле очень сложные понятия и явления. Представляет анализ их глубинных взаимосвязей и максимально эффективные способы действий в избранных стратегических направлениях. Анализ, основанный на всесторонней картине мира, – начиная от глубочайшего понимания развития цивилизации и мировой экономики, глобальных причин и последствий мирового кризиса и вплоть до коренной модернизации конкретных направлений экономики и социальной сферы нашей страны. Где в мире еще есть такой Лидер и такие подходы?
Поэтому я, как ученый и педагог, никогда не устаю повторять, что нам, казахстанцам, выпал уникальный шанс иметь национального лидера столь глобального масштаба, хорошо знающего нужды и заботы каждого гражданина страны и находящего самые эффективные решения проблем любого уровня сложности.
Эти утверждения можно с полным правом отнести ко всем положениям, затронутым в нынешней лекции. Прежде всего к анализу продвижения к постиндустриальному миру, в котором, как образно выразился Нурсултан Абишевич, правит триада «образование – наука – инновации», к роли труда в развитии личности и государства, глубокой взаимосвязи социального и экономического развития, роли знаний как фактора производства, формированию новых ценностных ориентиров.
Но главное для нас в том, что в лекции базовый акцент ставится на развитии стремления к знаниям, постановке очень важных задач для системы образования Казахстана. Одним из ключевых положений является тезис о том, что молодые казахстанцы должны стать профессионалами, востребованными в любом уголке земного шара и способными обеспечить Казахстану в XXI веке развитие успеха и благополучия.
Это главный лейтмотив лекции, где за каждым, даже самым кратким, высказыванием нашего Президента стоят глубокий смысл, огромный труд и новые задачи. Педагогам страны, системе управления образованием в центре и на местах предстоит все эти положения «пропустить через себя», глубоко осмыслить и преобразовать в комплекс действий, обеспечивающих достижение поставленных Главой государства целей.
В молодежной политике, которой уделено значительное внимание в лекции, мы должны выйти на качественно новый уровень. Для этого по поручению Главы государства уже созданы новые инфраструктурные механизмы – Комитет по делам молодежи, соответствующие управления во всех регионах. Они организационно позволят вывести на новый уровень работу с молодежью, воспитание в ней высокого гражданского долга, ответственности за себя, свою семью и нашу Родину.
Здесь необходимо и новое содержание, идейные ориентиры для масштабной работы. Они будут задаваться новой Концепцией молодежной политики до 2020 года. Ее проект наше министерство уже разработало, он детально обсужден с ведущими молодежными объединениями страны, с регионами и сейчас находится на согласовании в государственных органах.
Главное отличие новой концепции в том, что активная воспитательная работа не ограничивается, как это было раньше, только обучающейся молодежью. Сфера теперь принципиально расширяется – в нее включается поддержка тех категорий, которые долгое время в определенной степени оставались за бортом воспитательной работы: рабочей, сельской, маргинальной молодежи, оралманов, людей с ограниченными возможностями и т. д.
Это большое продвижение, но и существенно возрастающий уровень ответственности. Новому комитету и управлениям по делам молодежи предстоит огромная работа. Надо взять на вооружение новые идеи, самую прогрессивную методологию, выстроить доверительные отношения и эффективное взаимодействие с молодежными организациями страны.
И всегда помнить, что молодежная политика – это не только воспитание само по себе, но и важная часть общей политики государства в социальной и экономической сфере, в противодействии внешним и внутренним рискам, о которых говорил Глава государства. От нас с вами в этом деле очень многое зависит, чтобы родная страна могла, как подчеркнул Нурсултан Абишевич, «не просто выжить в новых условиях изменяющегося мира, но и продолжить свое развитие, укрепляя прежние достижения, расширяя свои возможности…».
Еще одно базовое положение лекции – комплекс новых мер по развитию средней школы. Не будет преувеличением сказать, что она сегодня находится в «эпицентре» модернизации, связанной прежде всего с переходом на 12-летнее обучение. При этом Главой государства и в Государственной программе развития образования на 2011–2020 годы, и в Посланиях народу Казахстана, и в фундаментальной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» особое внимание акцентируется на переход к новому качеству обучения, соответствующему лучшей мировой практике. По сути, средняя школа является базой развития и совершенствования человеческого капитала, который всегда в центре внимания нашего Президента.
Здесь уже наметилось продвижение по целому ряду принципиальных направлений. Ядром модернизации среднего образования являются Назарбаев Интеллектуальные школы, работающие по мировым стандартам. Мы уже сформировали развитую систему трансляции их опыта на все школы страны. Новые структуры – центры педагогического мастерства, Национальный центр «Өрлеу» – уже начали переподготовку учителей по международной методике. В ближайшие пять лет ее пройдут 120 тыс. учителей – почти половина всего педагогического корпуса.
Министерством образования и науки разработан Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников, который выведет освоение знаний нашими школьниками на новый уровень – продуктивного их использования в практической жизни. Соответственно, возникает и задача перехода от традиционной модели нашей средней школы к новой – рациональной, базирующейся на функциональной грамотности и компетентности. Эту задачу мы уже решаем.
Но мир не стоит на месте, в ведущих странах уже началась смена парадигмы «образование = обучение» на парадигму «образование = становление», то есть становление человека, его саморазвитие, самооформление в личность. Дан старт процессу перехода от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Она предусматривает индивидуализированный характер образования, учет возможностей каждого человека и содействие его самореализации и развитию. Такая смена парадигмы в развитых странах способствовала началу процесса перехода к феноменальной модели школы.
Поэтому для полномасштабного выполнения поставленной Президентом страны задачи осуществляемый нами сегодня переход к рациональной модели школы мы должны будем дополнить и переходом на феноменальную модель.
Для такого «тройного прыжка» у нас есть серьезная база. Это Назарбаев Интеллектуальные школы, аккумулирующие в себе самую передовую методологию мирового образования. Опираясь на них и выстроив эффективную систему трансляции их наработок на всю сферу среднего образования, мы сможем решить данную, очень непростую, задачу и идти в ногу с мировым прогрессом. Это важная задача, на которой надо сосредоточить усилия и творческий потенциал учительского корпуса страны и менеджеров средней школы всех уровней. Перемены в средней школе окажут благотворное воздействие и на следующие ступени – профессионально-техническое и высшее образование.
В свою очередь необходимой базой для среднего образования является дошкольная подготовка. В лекции представлены механизмы ее модернизации, создания прочных основ для формирования личности.
Исходя из задач, поставленных Главой государства, мы продвигаемся по двум важнейшим направлениям. Это повышение доступности дошкольной подготовки и внедрение новой парадигмы, методологии и технологий обучения, соответствующих мировому уровню.
По первому направлению ключевое значение имеет запущенная по инициативе Президента программа «Балапан». Она обеспечила огромный рывок вперед и важный социальный эффект, что ярко показано в лекции. По экспертным оценкам, за два года дополнительно около 80 тыс. женщин-матерей получили возможность трудиться – это хорошо и для семьи, и для всей страны. Дальнейшее продвижение позволит к 2020 году обеспечить полный охват детей и выйти в данном вопросе на передовые позиции в мире.
Более того, Нурсултан Назарбаев ставит задачу внедрения новейших методик дошкольной подготовки и раннего трехъязычного обучения. Этот важный тезис задает второе направление нашей работы.
Анализ мирового опыта показывает, что в развитых странах также началась трансформация дошкольного воспитания в дошкольное образование. Причем страны «большой семерки» недавно официально определили раннее обучение детей как основу своей образовательной политики в XXI веке.
Специалисты доказали, что детский возраст, особенно до 4–5 лет, необычайно сензитивен (то есть восприимчив к воспитательным воздействиям) для формирования творческого потенциала ребенка. И то, что закладывается в эти годы, становится особым базисом для дальнейшего развития личности. Это положение еще в начале XX века выдвинула Мария Монтессори – выдающийся педагог и философ. После Второй мировой войны ее педагогическое наследие во многом было забыто, и только в последнее время мир стал осознавать его ценность. Одним из свидетельств международного признания стало решение ЮНЕСКО, касающееся всего четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер, итальянка Мария Монтессори и советский педагог Антон Макаренко.
В США, Великобритании, ФРГ и ряде других ведущих стран подходы раннего обучения детей с недавних пор уже реализуются.
Поэтому и мы в свете поставленных Главой государства задач должны сосредоточить усилия на критическом пересмотре содержания и методов дошкольного обучения и воспитания.
Для этого нам предстоит ввести в практику новую личностно-деятельностную парадигму, выстроить соответствующую инновационную методологию, новый контент обучения, обеспечить целевую подготовку нового поколения педагогов. Особое внимание будем уделять внедрению электронного обучения E-learning – развивающих игр, конструкторских и творческих задач, креативных технологий, языковой практики и т. д.
В техническом и профессиональном образовании реализацию выдвинутых Главой государства задач мы базируем на создании системной точки роста – холдинга «Кәсіпқор». Он уже нацелен на функции, аналогичные тем, которые выполняют Назарбаев Интеллектуальные школы и Назарбаев Университет в своих сегментах образования. Это аккумуляция мирового опыта и его распространение на всю систему профтехобразования. Холдинг стал оператором создания колледжей мирового уровня, на которых Нурсултан Абишевич акцентировал внимание в лекции, и межрегиональных центров подготовки, на его базе внедряется корпоративная система управления. Для распространения мирового опыта на всю систему ТиПО в каждом регионе определены колледжи – партнеры холдинга.
Еще один важнейший механизм развития ТиПО – новая система управления, также созданная по поручению Президента страны. В нее входят Национальный совет, 14 отраслевых и 16 региональных советов по подготовке кадров с самым активным участием бизнеса. С участием работодателей и при поддержке Всемирного банка начата разработка принципиально новых для нас профессиональных стандартов подготовки специалистов по международным требованиям. Это обеспечит совершенно новый уровень востребованности и конкурентоспособности выпускников ТиПО, престиж данного уровня образования.
С текущего года начато внедрение дуальной системы профессионального обучения. Такая система, когда большую часть учебы студент проводит не в учебной организации, а на производстве, хорошо зарекомендовала себя в Германии и других странах мира.
Сейчас элементы дуальной системы уже внедрены в 96 колледжах, системное же внедрение организуется нами через базовые предприятия ФНБ «Самрук-Казына».
Вся эта большая работа дала и еще один важный результат – удалось изменить менталитет промышленных компаний и отраслевых министерств, они наконец-то повернулись лицом к развитию ТиПО. И в этом союзе залог эффективной реализации поручений Главы государства.
В высшем образовании главным ориентиром выступает Назарбаев Университет. Уже определены конкретные механизмы трансляции его опыта на другие вузы страны.
Во-первых, это предоставление вузам автономности и академической свободы. Оно поэтапно начнется с 2013 года. Но ряд нововведений, обеспечивающих автономность, уже задействован. В их числе внедрение корпоративного управления и создание в четырех университетах наблюдательных советов с законодательно установленными полномочиями, переход от государственной аттестации к независимой аккредитации вузов, для чего создан Национальный реестр аккредитационных агентств в составе 2 казахстанских и 4 зарубежных агентств из США, Германии и Австрии.
Во-вторых, запущена подготовка полиязычных кадров – уже с 1 сентября в 32 вузах открыты спецотделения с контингентом обучающихся более 5,5 тыс. человек. В результате уже через 4 года мы будем получать не только конкурентоспособных полиязычных специалистов, но и педагогов для массового внедрения полиязычия на всех уровнях образования.
В-третьих, для системного усиления вклада вузов в индустриально-инновационное развитие определены 10 инновационно ориентированных университетов, где развитие науки и трансформация ее результатов в инновации с участием талантливой молодежи становятся важнейшей задачей и будут целенаправленно поддерживаться министерством.
Перед ректорским корпусом страны поставлена задача максимально эффективно задействовать данный потенциал для достижения целей, поставленных в лекции Главы государства. Особое внимание руководителей холдинга «Парасат» и ведущих вузов обращается на всемерное развитие центров и офисов коммерциализации технологий, активное освоение здесь опыта Назарбаев Университета и создаваемого вокруг него интеллектуально-инновационного кластера. Такой опыт надо системно анализировать и поэтапно адаптировать в другие вузы страны. Глава государства особо отметил, что «в развитом мире большая часть инноваций приходится на университетскую науку и результаты работы офисов коммерциализации при университетах». И мы должны настойчиво стремиться к такой же цели, развивать весь спектр инновационной инфраструктуры, готовить профессиональные кадры для инновационной деятельности.
Из сказанного, думаю, читателю видно, что для достижения масштабных целей, поставленных Президентом страны в лекции, в системе образования есть полное их понимание, значительный задел, необходимые ресурсы и механизмы. Главное сейчас – эффективно развернуть данный потенциал и обеспечить выполнение всех поручений Главы государства, формирование целостной казахстанской модели инновационного образования.
Кроме уже упомянутых, важнейшее значение имеют и такие механизмы, как подушевое финансирование, образование в течение жизни, государственно-частное партнерство. Все данные вопросы и вытекающие из них задачи станут предметом детального рассмотрения на педагогических активах регионов страны.
В целом же хочу подчеркнуть, что лекция Главы государства – рубежный фактор нового развития сферы образования, к ее анализу мы будем возвращаться еще не раз. И педагогический корпус страны приложит все силы к достижению поставленных Главой государства очень непростых, но высоких целей.
Отмечу еще одно впечатление, полученное уже после лекции, когда мы общались с профессорами Назарбаев Университета. Мне запомнились слова известного международного консультанта, одного из руководителей Всемирного банка Дэнниса де Трэя. Он заметил, что, «бывая уже более 10 лет в Казахстане, каждый раз, слушая Президента Нурсултана Назарбаева, поражается масштабам выдвигаемых планов, которые вначале кажутся фантастикой и несбыточными мечтами. И каждый раз он видит, как эти мечты реально воплощаются в жизнь».
Действительно, никогда слова нашего Лидера не расходились с делом. Сказано – сделано! Этот факт непреложен и выполняется с неизбежностью закона природы. Тому залогом является глобальный уровень мышления, сильная воля, мудрость и способность предвидения нашего Президента, целеустремленность в достижении намеченного. Так было, так есть и так будет.
Бакытжан ЖУМАГУЛОВ
министр образования и науки Республики Казахстан