Speech by Minister of Education and Science of the RK B.T. Zhumagulov at the meeting with core group of the Aktyubinsk region on explanation and propaganda of Message of Head of the state, Aktobe, February 7, 2013
Уважаемый Архимед Бегежанович!
Уважаемые коллеги!
Рад встрече с вами.
Повод для нашей встречи очень важный – Послание Лидера нации, Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Стратегия. Новый политический курс состоявшегося государства».
Программы с таким масштабным горизонтом планирования – почти 40 лет – в нашей истории еще не было.
За два десятилетия существенно изменился мир, кардинально изменилась наша страна – и спектр наших задач также в корне изменился.
Мы многого достигли, политическая, социальная и экономическая модель развития страны доказала свою эффективность.
Казахстан вошел в пятерку самых динамично развивающихся стран мира.
В рейтинге Всемирного экономического форума в Давосе поднялись на 51 место, и находимся всего в шаге от вхождения в 50 самых конкурентоспособных стран.
За 15 лет доходы казахстанцев выросли в 16 раз, ВВП на душу населения достиг 12 тысяч долларов.
Выстроена мощная социально ориентированная политика.
Мир и согласие, диалог культур и религий в Казахстане признаны мировым эталоном.
Страна и ее Лидер завоевали высокий авторитет в мировом сообществе.
Теперь перед нами стоят новые цели.
Содержание Послания подробно пересказывать не буду – вы его знаете, изучали по публикациям.
По телевидению и в СМИ идет хороший поток информации.
Задача нашей информационно- пропагандистской группы более конкретная: Побывать на местах, встретиться с людьми, обсудить важнейшие направления реализации Послания, выяснить узкие места и проблемы, требующие поддержки.
И донести их до Администрации Президента, Правительства, Парламента, чтобы выстроить эффективную совместную работу.
В составе нашей группы – руководители самых разных сфер деятельности.
Так что, мы можем охватить широкий спектр вопросов, относящихся к задачам и целям, сформулированным в Послании.
Таким как:
• Перейти на новые принципы экономической политики и всеобъемлющий прагматизм.
• Войти в число 30-ти самых развитых государств мира.
• Всесторонне поддерживать предпринимательство.
• Сформировать новую социальную модель и социальные стандарты.
• Создать современные и эффективные системы образования и здравоохранения.
• Развивать и укреплять государственность, повысить эффективность государственного управления, и т.д.
Для всего этого нужны высокообразованные и многое умеющие люди, то есть конкурентоспособный человеческий потенциал.
А значит, очень большая ответственность ложится на сферу образования и науки, которая мне особенно близка.
Задачи здесь поставлены самые серьезные, и они во многом перекликаются со многими базовыми целями Стратегии Казахстан – 2050.
Прежде всего, с новой экономической политикой, диверсификацией и Программой форсированного индустриально- инновационного развития.
В ее рамках уже реализовано 397 проектов и создано более 44 тысяч рабочих мест.
Но это только начало, с каждым днем такое продвижение будет все быстрее.
К примеру, в вашей области намечена реализация такого проекта, как «Увеличение производства высокоуглеродистого феррохрома с использованием инновационных технологий» в Хромтау стоимостью свыше 100 млрд. тенге.
Или крупный проект строительства ветростанций на территории области, который прямо отвечает одному из вызовов нового времени – глобальной энергетической безопасности.
Такой процесс форсированной индустриализации требует от нас двух вещей.
Во-первых, обеспечить новые производства и технологии современными конкурентоспособными специалистами.
Во-вторых, создать эффективную отечественную научно-инновационную базу с хорошим практическим выходом в производство.
И то и другое можно и нужно получить от системы высшего образования.
В ней должны быть три главных вектора – качество, востребованность и наука.
Сейчас мы проводим оптимизацию вузов, модернизируем стандарты и программы, добиваемся повышения качества подготовки специалистов.
Но здесь должно быть выполнено еще одно условие.
Надо готовить именно востребованных специалистов для конкретного региона, отвечающих требованиям конкретных работодателей.
И это условие может быть реализовано только на местном уровне.
Поэтому ваша задача – обеспечить анализ рынка труда и запросов предприятий, чтобы четко ориентировать вузы на нужды экономики региона.
И добиться реального взаимодействия рынка труда с вузовской системой.
Это необходимая часть всеобъемлющего экономического прагматизма, о котором говорил Лидер нации.
Хочу сказать несколько слов о программе «Болашак».
Были нарекания, что в ней слабо учитываются нужды регионов, предпочтение отдается Астана и Алматы.
Теперь механизм программы мы пересмотрели, ввели процедуру электронной регистрации.
Сегодня не менее 50% стипендиатов приходятся на регионы страны.
И еще одно новшество – переход на заключение трехсторонних соглашений между «Болашаком», студентом и его будущим работодателем.
Оно гарантирует не только гарантированное трудоустройство специалиста, но и удовлетворение требований работодателя по содержанию его подготовки.
Такой подход надо внедрять и в практику наших вузов, обеспечить их реальное взаимодействие с рынком труда.
В целом задача трудоустройства молодежи является важной частью новой политики обеспечения занятости.
В ней Глава государства особо подчеркнул роль местных исполнительных органов.
В Послании поставлена и еще одна задача – законодательно закрепить обязательную производственную практику на предприятиях, начиная со второго курса обучения в вузе.
В реализации такого закона местные органы и бизнес-сообщество будут играть определяющую роль.
Кроме того, Президент страны выдвинул однозначное требование:
«Высшие учебные заведения не должны ограничиваться образовательными функциями. Им необходимо развивать свою научно-исследовательскую деятельность».
Чтобы, во-первых, активно использовать науку в подготовке специалистов, во-вторых, давать реальный вклад в экономику.
На уровне министерства мы оказываем приоритетную поддержку вузовской науке.
Ее доля в выполнении научных проектов за 2 года удвоилась и поднялась до 67%.
Но этого мало – нужен практический выход, а с этим у нас еще сложно.
Поэтому регион должен оказать вузам поддержку, помочь наладить связи с бизнесом, искать и находить взаимовыгодные механизмы превращения исследований в инновации.
И, естественно, ориентировать прикладные исследования и разработки вузов на нужды региона.
Здесь еще непочатое поле работы.
Не менее важные задачи стоят и перед системой технического и профессионального образования.
Здесь те же ориентиры – качество и востребованность.
За последнее время мы существенно продвинулись в привлечении в эту сферу интересов работодателей.
Теперь с их участием разрабатываются профстандарты, более 100 колледжей внедряют дуальное обучение, разворачивается система независимой сертификации специалистов, соответствующая мировой практике.
Цель Главой государства сформулирована предельно четко:
«Образование должно ориентироваться в первую очередь на максимальное удовлетворение потребностей национальной экономики в специалистах».
Поэтому нужна жесткая ориентация на то, чтобы в ТиПО готовить только нужных и конкурентоспособных специалистов по современным техническим специальностям.
Для этого в регионе надо наладить систему четкого мониторинга и прогноза рынка труда.
По ее результатам ориентировать колледжи, привлекать к взаимодействию с ними бизнес и развивать соответствующие направления государственно-частного партнерства.
Новая система сертификации специалистов на базе Ассоциаций работодателей в этом деле станет существенной поддержкой.
И взаимодействие с ней на уровне региона обязательно надо усиливать.
В среднем образовании главное – качество обучения.
У японского премьер-министра однажды спросили, как они добились лидирования в области технологий и науки.
Он ответил: «Мы установили учителям зарплату как у министров, охрану как у дипломатов и почет как у императора».
Поэтому учитель здесь – ключевое звено.
Сейчас мы ввели принципиально новую модель повышения квалификации учителей.
Она разработана НИШ совместно с Кембриджским университетом.
Подготовка начата, она будет по трем уровням квалификации с существенной прибавкой к заработной плате.
Уже более 7 тысяч учителей получили такую квалификацию, и за 5 лет их будет 120 тысяч.
Новое качество педагогов, естественно, должно быть дополнено внедрением современных технологий – интерактивного, он¬лайн обучения, новых стандартов, методик и т.д.
У нас развивается проект e-learning, в этом году к нему надо подключать еще 500 школ.
Но выявилась проблема – нехватка мощностей школьных электросетей.
Данную проблему надо срочно решать на местах, чтобы не затормозить внедрение этой прогрессивной по мировым меркам системы.
А она способна поднять качество обучения как минимум на 15-20% – это данные мировой практики.
Начинается массовое внедрение полиязычия.
Уже с сентября этого года первоклассники будут изучать английский язык.
К этому надо отнестись крайне ответственно, внимательно просмотреть обеспечение кадрами педагогов, помещениями, оборудованием.
И еще об одном хотел бы сказать особо.
В Послании Президент страны обозначил ряд перспективных направлений сотрудничества государства и общества.
Ключевое из них – рост ответственности самого общества, общественных институтов.
Это в полной мере относится к образованию.
Для решения данной задачи уже создан ряд новых механизмов – Ассоциации педагогов, попечительские советы, советы по подготовке кадров и т.д.
Но они еще слабо используются на местах.
Думаю, местным исполнительным органам надо обратить на них большее внимание, подключить к решению актуальных задач.
Например, повышению качества обучения.
В дошкольном воспитании за последние годы мы хорошо продвинулись.
Здесь задействованы механизмы как чисто государственные – программа «Балапан», так и государственно-частного партнерства – подушевое финансирование, льготные кредиты, концессии, частные инвестиции.
В результате за 2,5 года создано в целом более 4000 дошкольных организаций.
А число частных детсадов выросло в 4 раза.
И охват детей 3-6 лет доведен до 71,5%.
А по вашей области – даже до 85%.
Теперь поставлена задача обеспечить полный охват детей.
Поэтому темпы государственного строительства и стимулирования частного сектора снижать нельзя.
Еще одна задача – переходить на новые методы дошкольного образования, а это раннее обучение, принятое в развитых странах.
В частности, языкам.
Основы развития государственного языка и казахстанского трехъязычия должны закладываться уже в детском саду.
Теперь о воспитании молодежи.
Нам с вами принципиально важно понимать, что сейчас в нашем обществе происходит существенный социологический сдвиг.
В деятельный возраст вступает «поколение двадцатилетних», которое выросло на совершенно новых ценностях.
Это поколение усиленно ищет свою роль, идет процесс активизации молодежи.
Поэтому воспитательную работу теперь надо строить по-новому, учитывать новые реалии.
Сейчас идет принятие новой Концепции государственной молодежной политики.
И только от вас зависит, как будут реализовываться новые подходы и механизмы, сможем ли мы действовать на опережение.
Сегодняшняя молодежь открыта миру, имеет невиданный прежде доступ к информационным ресурсам всей планеты.
В этом есть и несомненный плюс, и минус.
В мире нарастает нестабильность, активизируются радикальные, экстремистские и террористические организации, стремятся оказывать дистанционное воздействие на души молодых людей.
Такое же воздействие часто оказывает и криминалитет на местах.
С этими проблемами надо настойчиво бороться, укреплять взаимодействие местных органов, церквей, ведущих молодежных объединений и авторитетных людей.
«Государство и граждане должны единым фронтом выступить против всех форм и проявлений радикализма, экстремизма и терроризма».
Эти слова Лидера нации мы с вами должны воплотить в жизнь.
Еще одна проблема – безработица.
Как известно, молодежная безработица в Казахстане уменьшается.
Но ее структура, как и структура самозанятого населения, изменяется – растет доля людей с высшим и профессиональным образованием.
Это настораживающее явление, и оно может привести к социальным последствиям.
Поэтому важной составной частью молодежной политики должна стать профилактика безработицы и вынужденной «самозанятости».
По поручению Президента страны создана новая система управления – Комитет по делам молодежи МОН РК и управления молодежной политики на местах.
Наша первейшая задача – обеспечить эффективную работу и взаимодействие этих структур в реализации задач Послания.
Уважаемые коллеги!
С участием нашей группы у вас есть хорошая возможность более подробно разобраться во всех ключевых моментах Стратегии и, где требуется, получить поддержку.
Особое внимание, по-видимому, надо обратить внимание на системные проблемы региона, такие как:
• развитие моногорода Хромтау,
• вопросы энергетики и транспортной инфраструктуры,
• обеспечение питьевой водой,
• научно-инновационное развитие аграрного сектора,
• ликвидация аварийных и 3-сменных школ, о чем очень жестко говорил Глава государства,
• необходимость обновления материальной базы ТиПО и отсутствие таких организаций в трех районах области, и т.д.
Уверен, что вы все будете активно участвовать в выполнении задач Послания Президента страны, и результаты будут весомыми.
Спасибо за внимание!