Speech by Minister of Education and Science of the RK B.T. Zhumagulov at the meeting with core group of KSTU «Education and science – modernization factor of Kazakhstan», Karaganda, November 5, 2012.
Dear participants of the meeting!
Dear colleagues!
Today we have gathered to discuss the most topical problems of higher and postgraduate education system, identify new challenges. For two years the system of higher and послевузовского образования претерпела значительные изменения. Об этом отметил Глава государства в интерактивной лекции в Назарбаев Университете. Это подтверждается и результатами рейтинга Всемирного экономического форума.
По его итогам Казахстан по сравнению с прошлым годом улучшил свои позиции на 21 единицу, заняв 51 место среди 144 стран мира. Среди стран СНГ Казахстан занимает 2-ое место после Азербайджана. Это нас радует, но мы не должны успокаиваться. Многое еще предстоит сделать.
У нас есть главный стратегический документ – Государственная программа развития образования до 2020 года, которая ставит конкретные задачи перед сферой высшего и послевузовского образования. И мы обязаны со всей ответственностью их выполнить.
Поэтому сегодня я хотел бы еще раз акцентировать ваше внимание на основных приоритетах нашей с вами дальнейшей работы по повышению качества высшего образования.
Первая задача: Обеспечение кадрами с высшим и послевузовским образованием, соответствующими потребностям индустриально-инновационного развития страны.
В своей статье по построению Общества Всеобщего Труда Глава государства поручил активизировать работу по внедрению системы независимого подтверждения квалификации выпускников вузов и колледжей.
В этой связи в республике внедряется Национальная система квалификаций (НСК), которая объединяет рынок труда и образования за счет создания современных квалификационных требований к работникам.
Это поистине революционный шаг во взаимодействии учебных заведений и работодателей.
До сегодняшнего дня учебные заведения сами обучали и сами же вырабатывали квалификационные требования к выпускникам. Работодатели же придерживались каждый своих требований к специалистам. Эту проблему решает введение профессиональных стандартов.
В мировой практике, в первую очередь, оценивается уровень компетентности специалиста путем сертификации. Тем самым НСК обеспечивает единые требования к учебным заведениям и работодателям.
Теперь уровень профессиональной подготовленности выпускников будет оцениваться сообществом работодателей. Конечно это начальный этап внедрения.
В этой связи внесены соответствующие изменения в Трудовой кодекс.
Приняты Национальная и отраслевая рамки квалификаций. Работодателями начата работа по разработке профессиональных стандартов.
Важный вопрос – по каким отраслям внедрять обязательную сертификацию для допуска к работе, в том числе и дипломированным специалистам?
В этой связи надо выстраивать стратегические взаимоотношения с работодателями:
во-первых, по определению содержания высшего образования,
во-вторых, по формированию баз производственных практик и последующего трудоустройства выпускников;
в-третьих, по их привлечению в научную и инновационную деятельность;
в-четвертых, по их участию в органах корпоративного управления и формированию системы государственно-частного партнерства.
Вторая задача: Обеспечение интеграции образования, науки и производства, создание условий для коммерциализации продуктов интеллектуальной собственности и технологий.
Развитие науки и внедрение инноваций, их интеграция с образованием – это главная задача вузов, которая требует безотлагательного решения.
И здесь надо обратить внимание на создание при вузах инновационных структур: бизнес-инкубаторов, технопарков, центров коммерциализации научных разработок и технологий.
Согласно Госпрограмме развития образования с 2013 года планируется создание таких структур по направлениям.
Следующий вопрос – открытие совместных структурных подразделений научных и проектно-конструкторских организаций при вузах.
Это создает основу для проведения научных исследований, создания конкурентоспособных продуктов интеллектуальной собственности. Работу в этом направлении надо продолжить.
При этом надо продумать меры экономического стимулирования частного сектора по их вовлечению в научную и инновационную деятельность.
Уважаемые коллеги!
Перед нами стоят стратегические задачи, решение которых напрямую связано с повышением качества и укреплением позиций казахстанского образования.
Как отметил Глава государства, успех модернизационного процесса во многом зависит от того, на каких принципах он будет осуществляться. И мы с Вами должны придерживаться этих принципов. Это принципы общей ответственности, партнерского участия, стимулирования, профессионализма. Необходимо тесное взаимодействие всех уровней образования, работодателей и граждан.
Желаю всем плодотворной работы и достижения намеченных целей.
Спасибо за внимание.