ҚР Білім және Ғылым Министрі Б.Т.Жұмағұловтың «Қазақстан Республикасында 2010-2014 жж. ҚР Заңы «Ғылым туралы» және ҚР ГПФИИР іске асыруда ғылым дамуының жағдайы мен келешегі туралы» ҚР Парламент Сенатында сөз сөйлеуі. 9 қараша 2012 жыл
«ҒЫЛЫМ ТУРАЛЫ» ЗАҢНЫҢ ІСКЕ АСУЫ: ЗЕРТТЕУЛЕР МЕН ДАМЫТУЛАРДЫҢ ЖАҢА САПАҒА ЖҮЙЕЛІК АЛДЫҒА БАСУ.
Құрметті Председатель!
Уважаемые участники конференции!
Искренне рад встрече с вами.
Тема моего выступления «Реализация Закона «О науке»: системный прорыв в принципиально новое качество исследований и разработок».
Вы хорошо знаете историю принятия нового закона.
Еще в сентябре 2009 года Глава государства Н.А.Назарбаев выдвинул принципиально новую модель управления наукой, адекватную самым современным мировым трендам.
Для законодательного закрепления этой модели была проведена колоссальная работа Правительством, Парламентом и научным сообществом.
И 18 февраля 2011 года новый Закон «О науке» был подписан Президентом страны.
В нем заложен большой системный потенциал.
Прежде всего, это огромное внимание к ученым – их востребованности и статусу – как в обществе, так и в экономике страны.
Законом предусмотрена кардинальная реструктуризация финансирования науки, новая система подготовки научных кадров и поддержки исследований.
В новой модели Глава государства задал новый вектор развития отечественной науки.
Это ее продвижение к мировому уровню исследований и реальный вклад в инновационное развитие экономики.
В результате последние два года стали по-настоящему переломным моментом.
Во-первых, кардинально выросло финансирование науки.
Благодаря поддержке Лидера нации за это короткое время оно увеличилось почти в 2,5 раза – с 20 млрд. тенге в 2010 году до 48 млрд. на текущий год.
Во-вторых, удалось добиться перелома в кадровом обеспечении.
Многие прошлые годы мы наблюдали две негативных тенденции – старение научных кадров и их общее сокращение.
А с 2010 года ситуация кардинально изменилась.
В науку, наконец, пошла молодежь, и начался рост кадрового потенциала.
Новая модель дала молодежи понимание перспектив в науке, возможностей самореализации в реальных проектах с выходом в экономику.
За неполные 2 года реализация Закона позволила сформировать такие ключевые механизмы как:
Первый – полный запуск новой модели управления наукой.
На основе анализа мировой науки и потребностей экономики Казахстана ВНТК утверждены новые приоритеты.
Установлены новые критерии отбора проектов, их международной экспертизы.
На Форуме ученых Глава государства назвал эту модель «институциональной основой для прорыва в научной сфере».
И эта основа стала действующей.
Второй механизм – внедрение новых форм финансирования науки.
Они соответствуют мировому опыту и резко пробудили активность наших ученых.
Третий механизм – нашим исследователям впервые открыт доступ к крупнейшим зарубежным ресурсам научно-технической информации.
Подписаны национальные лицензии и соглашения с компаниями Thomson Reuters (США), Springer (Германия), Elsevier (Нидерланды) и Wiley-Blackwell (Великобритания).
Четвертый механизм – это интенсивная интеграция казахстанской науки в мировое научное пространство.
Запущены серьезные программы приглашения в вузы Казахстана ведущих зарубежных профессоров, развития научной мобильности наших ученых.
Взят курс на ускоренное развитие науки в вузах, привлечение студентов, магистрантов и докторантов к научным исследованиям.
Этому содействует и переход к новой системе ученых степеней и званий.
В результате доля участия вузов в выполнении научных проектов возросла с 33% в 2010 году до 57% в 2012 году.
То есть, наши ведущие университеты и талантливая молодежь постепенно становятся превалирующий силой научного развития.
На необходимость этого не раз обращал внимание Глава государства.
Начато серьезное стимулирование продвижения трудов наших ученых в зарубежные высокорейтинговые журналы.
И только за 2 года мы получили более чем 2-кратное повышение числа престижных мировых публикаций.
К примеру, в в прошлом году наши ученые опубликовали 478 таких статей.
А только за первое полугодие текущего года уже опубликовано более 500.
И можно ожидать, что по итогам года их будет от 800 до 1000.
Это настоящий рост по экспоненте.
В мировой практике принято деление стран по научным публикациям на 3 группы.
Сегодня Казахстан уверенно входит во 2-ю группу с числом публикаций от 1 тысячи до 10 тысяч за 5 лет.
Это значительное продвижение.
Такую работу мы будем продолжать.
Она позволит в течение следующих 2-4 лет выйти на уровень 2-х тысяч публикаций в год.
Это уже путь в первую, самую высокую группу стран мира по данному показателю.
Качество наших международных публикаций не отстает от зарубежных.
Это мы постоянно контролируем по индексу цитируемости.
И за последнее время количество ссылок на работы казахстанских ученых в мировых изданиях возросло более чем в 3 раза.
Наши ученые получили хороший стимул продвижения к мировому уровню исследований.
Это показывает и рост сотрудничества с зарубежными учеными, публикации совместных работ.
Традиционно хорошее взаимодействие идет с российскими учеными.
Но сегодня существенно возросло и число публикаций с представителями дальнего зарубежья.
Прежде всего, из таких развитых стран, как США, Великобритания, Германия, Израиль, Испания, Италия, Канада, Польша, Южная Корея, Япония.
Это объективный и полезный процесс.
Очень важной стратегической линией является усиление взаимосвязи науки с реальным сектором экономики, программой ФИИР.
На Форуме ученых Президент страны особо подчеркнул, что «наступает то время, когда именно учёные, исследователи и научные работники должны внести самый решающий вклад в развитие Казахстана».
Это указание мы последовательно реализуем.
В данной сфере запущен целый ряд принципиально новых механизмов.
Первый из них – выбор приоритетов науки в соответствии с потребностями индустриально-инновационного развития.
Из утвержденных ВНТК пяти новых научных приоритетов 4 непосредственно ориентированы на практический результат – инновации.
А 5-й приоритет направлен на поддержку фундаментальных исследований международного уровня.
Второй механизм – отбор для финансирования исследовательских проектов, дающих реальные инновации.
Это обеспечивают созданные в соответствии с новым Законом Национальные научные советы и новая система ГНТЭ.
Третий механизм – постоянный отбор и анализ завершенных научных разработок, перспективных для внедрения в экономику.
Сейчас таких проектов у нас в портфеле более 200.
Есть и уже внедренные проекты.
Идет форсированное развитие инновационной инфраструктуры науки.
По поручению Главы государства начато масштабное формирование Инновационно-интеллектуального кластера вокруг Назарбаев Университета.
В дальнейшем его опыт будет распространяться на другие научно-образовательные центры Казахстана.
Отобраны и получили целевую государственную поддержку 10 инновационно-ориентированных университетов.
Особое внимание мы обращаем на создание эффективной системы коммерциализации исследований.
Здесь используется прогрессивный мировой опыт.
Одним из важных связующих звеньев между наукой и производством выступает Национальный научно-технологический холдинг «Парасат».
Здесь уже с 2011 года начата реализация проектов, ориентированных на конечный практический результат.
Реализуется совместный с Всемирным банком проект «Коммерциализация технологий».
Совместно с Министерством индустрии и новых технологий созданы 9 офисов коммерциализации в 7 вузах и 2 НИИ республики.
Сейчас этап разработки всех этих новых механизмов уже завершен.
Теперь главная задача – добиться их эффективной отдачи, реально встроить науку в экономику страны.
В целом новый Закон внес кардинальные изменения в научную сферу страны.
Они открыли огромные перспективы, новые возможности для ученых, для крупных научных и инновационных достижений.
Одним из первых и очень ярких результатов стал небывалый рост показателей Казахстана в глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума в Давосе.
Вы прекрасно знаете, что наша страна поднялась вверх сразу на 21 позицию.
Такой прыжок за один год оказался не под силу никакой другой стране мира.
Среди существенно выросших показателей целый ряд параметров относится к сфере образования и науки – таких параметров 11.
Вот лишь некоторые из них.
«Сотрудничество университетов и бизнеса в сфере НИОКР» – продвижение вверх на 29 позиций.
«Повышение квалификации персонала» – на 24 позиции.
«Качество научно-исследовательских организаций» – на 13 позиций.
Заметно улучшились оценки доступности исследовательских и образовательных услуг, качества начального, математического и естественно-научного образования, и другие.
Так что наша сфера деятельности уже внесла весомый вклад в рост конкурентоспособности страны.
И дальнейшее продвижение по данному пути, установленному Президентом страны Н.А.Назарбаевым, даст еще более впечатляющие результаты.
Уважаемые коллеги!
В заключение хочу особо подчеркнуть, что Сенат Парламента Республики Казахстан оказывает постоянное и заинтересованное внимание к образованию и науке, практическую помощь в самых сложных вопросах.
Это важный фактор продвижения модернизации в данной сфере.
Огромное вам спасибо за такую поддержку.
Благодарю за внимание.