20.08.2012


Выступление Министра образования и науки РК Б.Т. Жумагулова на Евразийском форуме Лидеров высшего образования г. Астана, Назарбаев Университет, 20 августа 2012 года

Уважаемый Председатель,
уважаемый Ербол Турмаханович!
Дамы и господа, коллеги!

Разрешите приветствовать вас – топ-менеджеров образования и науки разных стран мира, всех участников Евразийского форума лидеров высшего образования!
Мы рады принять вас на казахстанской земле, в нашей молодой столице Астане.

Сегодня Казахстан известен в мире по успехам в экономике и политике, председательствованию в ОБСЕ и Организации Исламского Сотрудничества.
И в спорте наша страна стала всемирно известной как организатор Азиады-2011 и обладатель большого числа наград Лондонской олимпиады – 2012.

За годы суверенитета, благодаря выверенной стратегии нашего Первого Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева, у нас проведены кардинальные реформы во всех сферах жизни.
Выстроена сильная, открытая экономика, сформирована новая политическая система.
Созданы и настойчиво совершенствуются современные структуры науки и образования.
Мы, казахстанцы, очень серьезно относимся к интеграционным процессам в современном мире, считаем весьма значительным их потенциал развития и взаимообогащения цивилизаций.
Еще в 1994 году в стенах Московского государственного университета Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым была выдвинута идея евразийской интеграции.
Встреченная вначале настороженно, она сегодня уже воплотилась в Единое экономическое пространство с населением 170 млн. человек и ВВП, превышающим 3 трлн. долларов США.
Это очень большие возможности передвижения товаров, услуг, ресурсов и кадров, системного повышения эффективности экономики и социальной сферы наших стран.

Идея продвижения к евразийскому образовательному пространству также зародилась на казахстанской земле, она высказана нашим Президентом на съезде Евразийской ассоциации университетов в 2009 г.
Данная идея уже получила свое практическое воплощение – созданы и успешно функционируют Сетевой университет стран СНГ и Университет стран ШОС, обеспечивая возможности для образовательной мобильности в Евразии.
В октябре 2011 года в Астане состоялся Евразийский форум по академической мобильности студентов и преподавателей стран СНГ с участием Министров образования.
Также мы предложили создать в нашей стране Бюро Болонского процесса по Центрально-азиатскому региону.
Уверен, что политический и образовательный потенциал Казахстана позволит нашей стране стать интегрирующим звеном в регионе и между системами образования Европы и Азии.
Таким образом, проведение нынешнего форума в нашей стране – факт не случайный, а отвечающих стратегическому курсу Казахстана и его Лидера – Н.А.Назрабаева.

Уважаемые коллеги!
Наука и высшее образование Казахстана уверенно развиваются в русле мировых тенденций, на которые мы ориентируемся в государственном управлении образованием.
Первой из них, и наиболее выраженной является интеграция.
Казахстанская система высшего образования стала частью Европейского пространства высшего образования и пространства стран СНГ.
Большое значение мы придаем начавшейся работе по созданию Центрально-Азиатской зоны высшего образования.
В данной сфере нами успешно реализуется 124 двусторонних межправительственных договора и меморандума.
Подчеркну, что особо продуктивные научно-образовательные связи развиваются с теми государствами, представители которых собрались здесь.
Вот только несколько примеров.
Еще в 1994 году Правительства Казахстана и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии подписали Соглашение о сотрудничестве в области образования, науки и культуры.
С 2001 года успешно работает Казахстанско-Британский технический университет.
Ярким примером сотрудничества наших стран стала встреча Президента Республики Казахстан с преподавателями Кембриджского Университета, в ходе которой были обсуждены проблемы современного мира.

Должен отметить, что одним из эффективных механизмов интеграции Казахстана в мировое образовательное пространство стала запущенная с 1994 года по инициативе Главы нашего государства уникальная программа «Болашак».
Она позволила тысячам самых талантливых молодых казахстанцев получить образование в лучших вузах планеты, и данным опытом заинтересовался целый ряд стран мира.
В частности, для обучения в Великобритании было выделено свыше 2000 стипендий.
Более того, программа «Болашак» привела к синергетическому эффекту в росте числа казахстанцев, обучающихся за рубежом и по другим каналам, в том числе частным.
Всего за эти годы мы получили свыше 50 тысяч молодых казахстанцев с зарубежным высшим образованием.
Весьма обширно взаимодействие с США – это можно проиллюстрировать на примере Назарбаев Университета, где мы находимся.
Подписаны меморандумы о его сотрудничестве со многими ведущими вузами США.
В их числе Гарвард, Массачусетский и Рочестерский технологические институты, Стэнфордский университет, Технологический институт Нью-Джерси, университеты Питтсбурга и Пенсильвании.
Назарбаев Университет является особым нашим вузом и ориентиром для будущего развития всей высшей школы страны.
Он создан по инициативе нашего Президента, и с самого начала реализует высочайшую планку нового уровня работы – системный синтез образования, науки и инноваций.
В нем аккумулирован опыт лучших вузов мира, новейшие достижения образования и науки.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех представителей мировых вузов за партнерство и поддержку проекта «Назарбаев Университет».

Подобные прорывные проекты, или «точки роста», есть у нас и на других уровнях образования.
В среднем образовании — это Назарбаев Интеллектуальные школы, в техническом и профессиональном – Холдинг «Кәсіпқор».
Они эффективно аккуамулируют мировой опыт, и его мы распространяем на всю систему образования.

Интеграционный приоритет для нас сегодня – это Болонский процесс, к которому Казахстан официально присоединился.
В ходе совершенствования образования мы системно ориентируемся на реализацию его базовых принципов, что обеспечивает нашим специалистам повышение конкурентоспособности на мировом уровне.
В Казахстане осуществлен полный переход на трехуровневую систему подготовки кадров (бакалавриат – магистратура – докторантура PhD).
Мы полностью отказались от старого подхода подготовки научных кадров через аспирантуру.
Это позволило нам объединиться с ведущими вузами мира в реализации программ докторантуры, что становится одной из основ нашей интеграции в мировую науку.

Мы работаем над формированием национальной рамки квалификаций, создаем условия для внедрения системы ACTS.

Начат переход к предоставлению автономии вузам и изменению их системы управления.
Наш ведущий вуз, Назарбаев Университет, является полностью автономным – это основной принцип деятельности мировых университетов.
Предоставление автономии другим вузам мы прорабатываем, и с 2014 года будем ее поэтапно предоставлять.
В четырех национальных университетах уже действуют наблюдательные советы с серьезными полномочиями, закрепленными законодательно.
Пересматриваем полномочия попечительских советов, которые уже имеются в 64 вузах.
В соответствии с мировыми тенденциями мы формируем систему независимой аккредитации.
Впервые у нас создан Национальный реестр аккредитационных агентств, куда вошли 2 казахстанских и 4 зарубежных агентства из США, Германии и Австрии.
Все это последовательные шаги к автономии вузов, поэтапному отходу от их государственной аттестации и новому качеству специалистов.

Важной сферой для нас становится продвижение казахстанских вузов в мировых рейтингах.
Такие рейтинги способствуют направленному повышению конкурентоспособности вузов, их авторитета и качества образования.
Здесь уже есть определенное продвижение.
Так, по данным агентства Великобритании QS в 2011 году КазНУ имени аль-Фараби и ЕНУ им. Л.Н.Гумилева вошли в число 450 лучших вузов мира.
Три университета (КазНТУ, КазНПУ, ЮКГУ) находятся в топ 601-700.
В нынешнем году в международных рейтингах приняли участие уже 20 казахстанских вузов.
Это важные шаги к новому уровню конкурентоспособности высшего образования.

Следующая тенденция, на которую мы ориентируемся – мобильность обучающихся, преподавателей, знаний и инноваций.
В Казахстане предпринят комплекс мер по эффективной стимуляции этого процесса –государство поддерживает финансовое обеспечение мобильности.
С прошлого года студенты и магистранты получили возможность в течение одного семестра пройти обучение в лучших университетах мира.
Такой подход достаточно уникален, так как в большинстве стран академическая мобильность осуществляется за счет самих обучающихся.
Международная мобильность наших студентов совпадает с потоками, по которым перемещаются студенты других стран мира.
Они ориентированы как на страны, давно зарекомендовавшие себя на рынке образовательных услуг – США, Великобританию, Францию, Германию, другие страны Европейского пространства, так и на новых лидеров по привлечению иностранных студентов – Малайзию, Индонезию, Китай, Южную Корею.
Казахстан поддерживает разные виды мобильности: кредитную мобильность на академический период, мобильность ученой степени, мобильность исследователей, долгосрочную академическую мобильность.
Дополнительный импульс этому процессу придают международные программы Эразмус Мундус, Темпус, ДААД.
Ректорский корпус и вузы страны системно ориентированы на повышение качества образовательных услуг.
Это станет одним из главных факторов роста привлекательности Казахстана для привлечения зарубежных студентов в нашу страну.
Думаю, достижение такой цели вполне реально в рамках нашего региона и Евразийского пространства, и мы будем продолжать эту работу.

Еще один фактор – международная мобильность профессорского корпуса.
В этом зале я вижу многих зарубежных специалистов, которые входят в число активнейших созидателей современной системы мирового образования.
Сегодня мы имеем возможность приглашать в страну более 1000 профессоров мирового класса в год, и надо эффективно воспринимать их опыт.
Одновременно мы разворачиваем и систему зарубежных стажировок наших преподавателей и ученых, в том числе по программе «Болашак».

Третья тенденция, грандиозная по значимости для мировой экономики и социума, становится для нас основополагающей в плане развития страны.
Я говорю о феномене синтеза триады «наука — образование — инновации».

Вспоминаются слова особо уважаемого мной великого подвижника науки профессора Сергея Капицы: «Сегодня экономика знаний определяет развитие общества… и бросает вызов привычной концепции рынка. Знания обладают способностью бесконтрольно умножаться и распространяться — поскольку обмен идеями ведет к приумножению знаний каждого индивидуума. В конечном итоге система образования и формирует экономику знаний».
Особенно актуальной формирование данной триады становится в условиях нестабильности мирового экономического развития.
Поэтому решение такой задачи жизненно важно для всех евразийских стран.
В этом направлении мы также системно продвигаемся, и здесь ориентиры опять задает Назарбаев Университет.
В плане распространения такого опыта на другие вузы законодательно установлено формирование исследовательских университетов.
Мы пошли на целевое продвижение науки и инноваций в вузы, которые должны стать базовыми генераторами новых знаний и новых технологий в экономике и образовании.
У нас уже действуют 10 вузов инновационной направленности.
Таким вузам оказывается целевая государственная поддержка для развития науки и инноваций, коммерциализации исследований, привлечение талантливой молодежи.
Думаю, в данной сфере имеется весомый интеграционный потенциал для всех наших стран, и ему надо уделить внимание на нашем форуме.

Четвертая тенденция – «образование через всю жизнь».
Еще в недалеком прошлом хороший багаж, полученный в высшей школе, был гарантией спокойной и обеспеченной жизни до старости.
Сегодня этого уже не хватает, каждые 4-5 лет знания устаревают.
Все мы понимаем, что выход – в развитии системы непрерывного образования.
Это магистральный путь модернизации мировой образовательной системы, и здесь важную роль играют дистанционное и электронное обучение.
Ведь информатизация – это тренд XXI века, кардинально меняющий все аспекты образования во всем мире и эффективно интегрирующий их.
Распространение IT-технологий привело к тому, что сегодня даже трудно подсчитать число студентов, участвующих в дистанционном и электронном обучении.
В Казахстане мы уже начали пилотную реализацию проекта E-learning, и к 2020 году им будет охвачено 90% организаций образования.
Но руководители вузов должны понимать, что на этом нельзя ограничиваться.
Задача вузов – подхватить и расширить данную методологию, стать главной базой развития всей системы образования в течение жизни.
Здесь также заложен большой интеграционный потенциал, обсуждение которого на нашем форуме может быть весьма полезным.

Особое место в современном мире занимает тенденция интернационализации образования.
В ее рамках хочу подчеркнуть вопрос подготовки полиязычных кадров.
Это чрезвычайно важно для Казахстана, который стремительно развивает свою открытую экономику и социальную сферу.
Мировой опыт показывает, что успеха быстрее добиваются те страны, население которых свободно владеет несколькими языками.
Глава государства поставил четкую задачу.
Он подчеркнул, что Казахстан должен восприниматься в мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками. Это: казахский язык – государственный, русский язык и английский язык – язык успешной интеграции в глобальную экономику.
Поэтому языковую подготовку на всех уровнях обучения мы ставим на очень важное место.
Конкретные шаги для полиязычной подготовки кадров мы уже сделали.
Сегодня во всех вузах внедрена уровневая модель изучения иностранных языков, по примеру европейских вузов.
Со следующего года в 32 вузах будет начата реализация учебных программ, построенных на трех языках.
По ним будут обучаться более 5,5 тысяч студентов педагогических, естественно-научных, технических специальностей.
Это станет хорошей основой для мобильности и конкурентоспособности специалистов.

Уважаемые коллеги!
Мир стремительно меняется, XXI век адресует нам все новые и новые вызовы.
Мы не только должны успевать реагировать на них, но и действовать на опережение.
Перечисленные мной тенденции ученые оценивают как академическую революцию, так как они беспрецедентны по своим масштабам, разнообразию и динамике.
Уверен, что ключевые ответы на такие вызовы будут найдены именно на таких межгосударственных дискуссионных площадках, как наш форум.
Желаю всем вам плодотворной работы, новых успехов, хорошего прогресса в развитии взаимосвязей наших научно-образовательных систем!
Благодарю за внимание!

Uncategorized