ҚР Білім және Ғылым Министрі Б.Т.Жұмағұловтың «Болашақтағы кезеңге Білім дамытудың Мемлекеттік бағдарламасы мен білім және ғылым жүйесінің міндеттерің іске асыру жөнінде» ҚР Парламентінде Үкіметтік сағатта сөз сөйлеуі, Астана, 18 маусым 2012 ж.
Құрметті төраға! Құрметті депутаттар! Мен бүгінгі кездесуге қуаныштымын. Диалог және ашық сөйлесу бұл мен үшін маңызды алаң. Рұқсат етсеңіз
Разрешите доложить вам основные результаты первого года реализации Госпрограммы развития образования до 2020 года и приоритетные задачи дальнейшей модернизации всей системы образования.
Так получилось, что моя работа на посту министра практически совпала с началом реализации Госпрограммы, которая создает условия для повышения качества человеческого потенциала, прежде всего за счет образования. А качество человеческого капитала является ключевым ресурсом реализации президентского Стратегического плана 2020, а значит – индустриальной и социальной модернизации страны.
Любая страна осуществляла модернизацию именно за счет образования. Все развитые государства для мощного экономического рывка вкладывали средства именно в развитие системы образования. И мы это понимаем.
Поэтому изначально, в рамках Госпрограммы, мы сфокусировали работу министерства именно на модернизации и создании модели образования будущего, позволяющей сформировать образованного и здорового казахстанца, знающего свой язык и культуру, мировые языки.
И сейчас мне хотелось бы выразить признательность вам, всему депутатскому корпусу, за постоянную поддержку действий министерства, которую мы чувствовали всегда.
***
Уважаемые депутаты!
Позвольте мне остановиться на принципиальных направлениях проведенной нами работы.
Сразу хочу подчеркнуть: главное отличие настоящего этапа модернизации системы образования – это акцент на достижении принципиально нового качества обучения. В этом кардинальное новшество и масштабность данной Государственной программы по сравнению с предыдущей.
Во-первых, на сегодня в целом завершена работа по институциональному обеспечению реализации Госпрограммы.
Создана необходимая нормативно-правовая база, обеспечивающая реализацию задач модернизации системы образования и науки. Приняты новые законы «О науке», «О статусе «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд». Очень серьезные изменения и дополнения внесены в Закон «Об образовании».
Всего за прошлый год приняты 7 законов, также приняты или находятся на рассмотрении более 70 постановлений Правительства
Изданы 560 приказов Министерства образования и науки Республики Казахстан, из них 41 приказ имеет силу нормативно-правового акта.
Практически мы полностью обновили правовую базу системы образования и науки.
По всем направлениям Госпрограммы, а их у нас десять, разработаны подробные «Дорожные карты». Определены конкретные механизмы по их реализации.
В сфере строительства объектов образования нам досталось тяжелое наследство. Постоянно срывались графики их ввода в строй. Невысоким было качество сдаваемых объектов.
Выход мы нашли в создании Межведомственной комиссии, куда наряду с нашими представителями вошли заместители акимов регионов.
Регулярные совещания, в том числе и в селекторном режиме, позволили сдвинуть с мертвой точки этот сложный вопрос, а также поднять уровень ответственности работников центральных и местных исполнительных органов.
Таким образом, институциональный фундамент для дальнейшей модернизации системы образования и науки подготовлен.
Во-вторых, в сфере дошкольного воспитания и обучения продолжает успешно выполняться Программа «Балапан», стартовавшая по прямому поручению Главы государства.
Число дошкольных организаций увеличилось более чем на три с половиной тысячи (3528) единиц (831 детских сада и 2697 мини-центров). Это позволило дополнительно охватить дошкольным воспитанием более 230 тысяч детей.
За неполные три года — рост почти вдвое. Если в 2009 г. охват составлял 36,2% (356 тыс. детей), то в 2012 — 65,4% (587,8 тыс.).
Введение подушевого финансирования при размещении госзаказа послужило толчком стремительному росту частных дошкольных организаций, сеть которых выросла на 289 ед. и составляет на сегодня 499 ед.
Мы строим работу таким образом, чтобы к 2015 году охватить дошкольным воспитанием и обучением 74% детей, а к 2020 году – выйти на 100 — процентный охват.
Ранее мы даже не могли подумать о такой возможности. Первые итоги программы «Балапан» показывают, что это вполне реальная задача. Однако для ее решения требуется объединение усилий как государства, так и частного сектора.
Цель, поставленная Президентом страны, – полный охват детей дошкольным образованием. Это принципиальный вопрос, так как речь идет о создании равных возможностей для всех детей Казахстана: равные стандарты дошкольной подготовки, питания, медобслуживания, изучения государственного языка. Это важный шаг в формировании качественно нового человеческого капитала.
Поэтому мы уделяем большое внимание вопросам качества дошкольного образования и создали с этой целью Республиканский центр «Дошкольное детство». Деятельность Центра будет направлена на научно-методическое обеспечение условий для полноценного развития личности ребенка, на формирование и реализацию государственной политики в области дошкольного образования.
***
В-третьих, мы модернизируем систему среднего образования.
В первую очередь, данный вопрос касается наших учителей. Сегодня, в отличие от прошлых лет, мы ставим повышение имиджа профессии и статуса педагога как одну из самых ответственных задач.
Эту работу мы выстраиваем по трем важнейшим направлениям.
Первое направление – обеспечить учителям достойную оплату труда.
Считаю, учитель, профессор на своей основной работе должны получать достаточно, чтобы не искать заработков на стороне. Не выполним это условие — все усилия по повышению качества образования «уйдут в песок».
Госпрограммой предусмотрено, что к 2015 году средняя зарплата педагогов приблизится к уровню оплаты в частном секторе. А это двух- или трехкратное повышение по сравнению с сегодняшним уровнем.
В этом вопросе, уважаемые депутаты, нам очень нужна ваша поддержка.
Уже год учителя получают новые надбавки к заработной плате в зависимости от категории. Это весомая доплата. К примеру, для учителей высшей категории и мастеров производственного обучения — до 100% базового оклада, первой категории – 50%, второй – 30%.
Второе направление – радикально повысить квалификацию учителей.
Эта работа непростая и должна проводиться одновременно по двум векторам.
Во-первых, коренным образом планируется обновить систему подготовки учителей в вузах.
Во-вторых, по-новому осуществлять переподготовку и повышение квалификации действующих учителей.
Подготовка педагогов в вузах еще далека от нужного качества. Это обусловлено тем, что проходной балл для получения государственного гранта по педагогическим специальностям – самый низкий, и сюда идут не самые сильные абитуриенты.
За рубежом – иная ситуация. В педагоги идут лучшие выпускники школ. К примеру, в Южной Корее учителями становятся представители 5% лучших выпускников школ, в Финляндии – 10%, в Сингапуре и Гонконге – 30%.
Теперь у нас существенно повышены требования к вузам, и уже сейчас из 89 вузов только 43-м мы разрешили подготовку кадров по педагогическим специальностям.
В рамках международной программы «Болашак» начата подготовка и повышение квалификации педагогов новой формации. Повышен размер государственного гранта на педагогические специальности. Он почти равен размеру гранта национальных университетов.
Эти меры позволят повысить престижность обучения профессии учителя и привлечь к педагогическому труду по-настоящему талантливую и амбициозную молодежь.
Для действующих учителей мы разработали и начинаем внедрять принципиально новую систему повышения квалификации. Для этого создаются новые структуры – Центры педагогического мастерства при Назарбаев интеллектуальных школах, где у нас сосредоточены лучшие педагоги и применяются передовые технологии обучения, и Национальный центр повышения квалификации педагогов.
В этих Центрах учителя получат возможность проходить специальную трехмесячную переподготовку по новым программам в соответствии с мировым опытом.
Такую переподготовку за пять лет пройдут более 120 тысяч учителей, то есть практически половина учительского корпуса страны.
Наконец, третье направление – системное повышение общественного имиджа педагогической профессии – через средства массовой информации, пропаганду достижений лучших учителей, конкурсы педагогического мастерства, взаимодействие с неправительственными организациями, родителями, работодателями и т.д.
Еще один важный вопрос – контроль качества образовательных услуг. Здесь мы ввели важное новшество – централизованную вертикаль контроля качества образования.
Согласно законодательству, предоставление образовательных услуг средней школы в Казахстане относится к компетенции местных органов. И здесь очень важно обеспечить единый по стране высокий уровень качества услуг.
Менее чем за год по поручению Главы государства созданы соответствующие региональные структуры по контролю качества образования, и национальная система образовательных услуг приведена в соответствие с мировой практикой. Ведь сейчас мировой тренд развитых стран – укрепление жестко централизованного контроля качества образования со стороны государства. И такой контроль реализуется министерствами образования через региональные подразделения: так делается в Швеции, Великобритании, Франции, Японии и других странах.
Такая работа, безусловно, положительно скажется на качестве образования, уровне подготовки школьников и профессионализме педагогов.
***
В системе среднего образования успешно продолжается развитие проекта «Е-learning», к которому будут подключены еще 537 организаций. На основе анализа мирового опыта и результатов пилотного проекта совершенствуется концепция E-learning. К 2020 году данным проектом будут охвачены 90% школ.
Продолжается подготовка к внедрению 12-летнего обучения, что приблизит нашу систему образования к мировым стандартам. Отрабатываются новые государственные стандарты и программы образования, учебники и учебно-методические комплексы. Проводится работа по качественному пересмотру содержания 12-летнего образования.
В рамках эксперимента по переходу на 12-летнее среднее образование сейчас задействованы 104 школы. Сформирован ряд учебных планов и программ, для начальной школы разработаны 164 учебника и 426 учебно-методических комплексов, для основной школы – 34 учебника и 82 УМК.
Принципиальная новация при подготовке к переходу на 12-летнее образование – запуск уникальной программы строительства школ, адаптированных к новым стандартам. За ближайшие годы намечено построить 521 новую школу. Это очень высокие темпы.
Для сравнения скажу, что, к примеру, в России, которая в 10 раз больше Казахстана по населению, на этот же период планируется строительство 670 школ. Так что относительные темпы у нас выше почти в 10 раз.
По поручению Главы государства в соответствии с лучшим зарубежным опытом внедряется триединство языков в обучении.
Приоритетное внимание уделяется изучению государственного языка, чтобы обеспечить решение поставленной Президентом страны задачи достичь к 2020 году 100-процентного владения государственным языком всеми выпускниками школ.
Казахский язык определяет дух нации, самосознание каждого гражданина, и его освоение – безусловный приоритет.
Справочно: Из 7465 подведомственных МОН РК школ с государственным языком обучения — 3830. За 20 лет рост на 1062 единицы (1990-1991 – 2768). Школ с русским языком — 1460. Смешанных — 2101. Остальные на узбекском (58), уйгурском(14) и таджикском(2) языках.
На государственном языке обучаются 63,8% от всех детей. Число детей казахской национальности, обучающихся на родном языке, 86,1% от общего количества детей казахской национальности.
Русский язык – это «наше общее достояние, богатство, которое нельзя терять».
Нам также необходимо изучать английский язык, открывающий казахстанцам окно в мир инноваций, технологий и бизнеса.
Уже сейчас в 33 школах учащиеся с первого класса осваивают английский язык. С сентября следующего года эта практика будет внедрена повсеместно.
Поэтапно в школах будет начата работа по реализации внедрения изучения некоторых предметов на английском языке.
Знание русского и английского языков наряду с казахским даст нашему народу ключ к мировым рынкам и мировому знанию. Это важный фактор повышения конкурентоспособности казахстанцев в условиях глобализации.
Именно на трех языках будет строиться новая модель образования. Будут реформированы все стандарты образования. И здесь принципиальный для нас вопрос – обеспечение равных возможностей для получения образования подрастающим поколением.
Вся эта работа будет проходить с привлечением широкого круга общественности. Мы также приглашаем вас к обсуждению и ждем ваших предложений.
***
Вхождение в мировое образовательное пространство делает необходимым участие нашей страны в международных исследованиях. Сопоставительные исследования позволяют выявить узкие места в национальных системах образования.
Так, результаты исследования PISA показали, что наши школьники отстают от своих сверстников из многих стран в умении применять знания на практике, использовать их в различных продуктивных видах деятельности.
Справочно: В 2009 году Казахстан впервые принял участие в исследовании PISA. Участвовали свыше 5,5 тыс.чел. из 184 школ и 17 организаций ТиПО.
57% учащихся организаций образования с казахским, остальные – с русским языком обучения. Из 65 стран по грамотности чтения казахстанские школьники на 59 месте. По естествознанию – на 58-позиции. По математике — 53 место.
По поручению Главы государства нами разработан Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, в который включен комплекс мер по модернизации действующих организаций дополнительного образования. Его реализация позволит внедрить инновационные формы и технологии обучения и обеспечит широкий охват детей дополнительным образованием.
По поручению Президента страны в Казахстане созданы и действуют 6 Назарбаев интеллектуальных школ.
До конца 2015 года планируется построить еще 15, из них строительство 12 уже идет. Таким образом, в ближайшие три года мы создадим сеть интеллектуальных школ на уровне мировых стандартов.
Все передовые наработки этих школ мы будем внедрять во все школы страны, что, безусловно, повысит в целом качество образования.
***
Поистине революционным шагом по повышению качества среднего образования является внедрение подушевого финансирования в организациях образования, кроме МКШ.
Теперь единицей планирования государственных расходов становится не школа, а ее ученик.
Данная новация позволит обеспечить более равномерное финансирование по регионам, даст стимул директорам школ для более эффективного использования бюджетных ресурсов. Предусмотрена система поощрений для школ, показавших лучшие результаты.
На сегодня уже отобраны школы для пилотного проекта, проведены все расчеты, разработана методика.
А через 2-3 года новая модель финансирования будет внедрена повсеместно.
В-четвертых, в системе технического и профессионального образования начата реформа по обновлению всех стандартов обучения с учетом двух важных требований:
— Подготовка кадров для форсированной инновационной индустриализации на базе новых профессиональных стандартов;
— Профтехобразование должно быть построено на принципах социального партнерства с работодателями.
Справочно: Общая сеть организаций ТиПО в 2011 году составила 896 единиц, увеличившись за год на 14 учебных заведений. В них обучаются 609 тысяч человек.
По поручению Главы государства мы приступили к созданию в Казахстане сети колледжей мирового уровня – флагманов развития в своем сегменте.
Справочно: Строительство четырех колледжей мирового уровня в городах Астана, Алматы, Актобе и Шымкент планируется вести под управлением Холдинга «Кәсіпқор». Общее число студентов около 5400 человек.
Создана принципиально новая система управления ТиПО. Сформированы Национальный совет под председательством Премьер-Министра Республики Казахстан Масимова К.К., 16 региональных и 14 отраслевых советов с активным участием работодателей.
В качестве системного катализатора вовлечения работодателей в подготовку специалистов сформирован Холдинг «Кәсіпқор». На его базе будут апробированы и затем распространены на всю систему ТиПО корпоративная форма управления с участием бизнеса, новые стандарты, международная аккредитация программ.
Кроме того, Холдингу будут переданы в управление межрегиональные центры в городах Атырау, Усть-Каменогорск, Шымкент и Экибастуз.
Мы уже значительно поменяли менталитет отраслевых министерств и компаний, «повернули их лицом» к вопросам развития ТиПО. И это принципиальное достижение.
Предприняты серьезные шаги по улучшению материальной базы системы ТиПО.
Справочно: За два предыдущих года на укрепление МТБ учебных заведений выделено из РБ 600 млн.тг. ежегодно. В текущем году из РБ выделены 2425,0 млн.тг. А в 2013 году прогнозируется выделение средств из РБ 5,2 млрд.тенге.
В настоящее время осуществляется преобразование профлицеев в колледжи в соответствии с мировой практикой.
Это позволяет получить профессию с несколькими квалификациями. Обучающиеся будут получать стипендию, поднимется уровень зарплаты преподавателей.
В техническом и профессиональном образовании мы приступили к внедрению дуального образования через базовые предприятия ФНБ «Самрук-Казына». Такое поручение Глава государства дал в ходе визита в феврале текущего года в Германию.
Дуальная система широко распространена в 60 промышленно развитых странах. В советское время все профтехучилища Казахстана работали по системе, приближенной к дуальной. Они были при предприятиях, 50-60% учебного времени составляло производственное обучение.
6 апреля т.г. в городе Темиртау проведен первый Республиканский форум по распространению опыта дуальной системы подготовки кадров. В ряде колледжей дуальная система уже внедрена. Этот опыт необходимо распространять. Поэтому Темиртауский форум будет ежегодным.
В-пятых, в системе высшего образования все мы с вами являемся свидетелями рождения и успешного развития абсолютно нового и уникального проекта мирового уровня – Назарбаев Университета.
Он стал «моделью будущего» для развития других ведущих вузов страны, изначально ориентированной на синтез трех важнейших составляющих – образования, науки и инноваций.
И нашей задачей является последовательное распространение и внедрение этой модели в систему высшего образования Казахстана.
Наша цель – в ближайшие пять лет интегрировать наряду с Назарбаев Университетом три научно-исследовательских университета в мировое образовательное пространство.
Для этого законодательно введено понятие «исследовательский университет», установлена новая шестиступенчатая классификация вузов.
На сегодняшний день в Казахстане действуют 143 вуза, контингент студентов – 629,5 тысяч человек. И если в мире в среднем приходится 232 студента на 10 тысяч населения, то у нас – 377. По этому показателю мы в первой десятке стран мира, отстаем только от США, России и некоторых других стран.
Однако в большинстве развитых государств ОЭСР эти цифры гораздо скромнее: в Японии — 222, Германии — 258 и т.д.
Чрезмерное для страны количество вузов приводит к снижению качества высшего образования. Тем самым прямо нарушается право человека на получение полноценных и качественных знаний.
Поэтому, чтобы не получить перенасыщения экономики невостребованными кадрами и повысить уровень подготовки специалистов, необходима серьезная оптимизация сети вузов. Это – поручение Главы государства.
Не секрет, что обеспеченность качественными учебниками студентов казахских отделений вызывала нарекания со стороны общественности. В связи с этим нами начаты перевод и издание на государственном языке лучших зарубежных учебников для студентов вузов.
Также мы продолжим начатую впервые в прошлом году работу по написанию казахстанскими авторами учебников на государственном языке. Были выделены 137 млн. тенге. Издано свыше 147 тыс. экземпляров книг. В текущем году Министерством уже выделены 200 млн. тенге.
В предстоящем году в десяти вузах будут открыты спецотделения, где преподавание будет вестись на иностранном языке. Преимущественно это будут специальности педагогического, естественно-научного и технического профиля. Это будет первый шаг к внедрению полиязычного образования в вузах.
Еще одно нововведение – с 2011 года впервые в истории нашего высшего образования начата государственная финансовая поддержка академической мобильности как внутри страны, так и за рубежом.
На это были выделены 200 млн. тенге, что позволило 300 магистрантам ведущих вузов выехать на семестр и учебный год в университеты Европы, Юго-Восточной Азии и СНГ.
В совершенно новом формате будет осуществляться аккредитация вузов. Создан Национальный реестр аккредитационных агентств. В него вошли 6 агентств, в том числе 2 казахстанских и 4 ведущих зарубежных агентства из Европы и США. Таким образом, институт аккредитации вузов у нас становится общественным, как это принято в мире. Активно будет вовлекаться студенчество. Все это позволит объективно оценивать качество образования, которое дают сегодня наши вузы.
Мы прекратили пагубную практику массовой штамповки кандидатов и докторов наук.
Внедрили основные принципы Болонского процесса и полностью перешли на трехступенчатую систему «бакалавр – магистр – доктор философии».
Теперь в стране одна степень – PhD и два присуждаемых государством ученых звания – ассоциированный профессор (доцент) и профессор.
Одной из проблем высшего образования является отсутствие эффективных связей между работодателем, предприятием и вузом.
В связи с этим начнется создание независимой системы подтверждения квалификации выпускников вузов. Она включает отделение процесса оказания образовательных услуг от оценки их качества и создание в пилотном режиме независимого Центра подтверждения квалификации педагогов.
Одним из новых инструментов, облегчающих гражданам получить высшее образование, станет Государственная образовательная накопительная система (ГОНС).
Это новая возможность для всех родителей накапливать средства на обучение детей в высшей и профессионально-технической школе с получением процентных бонусов от государства. В течение определенного периода родители собирают деньги на будущую учебу ребенка при поддержке государства (помимо банковского вознаграждения, ежегодно будет начисляться премия государства с учетом капитализации).
К концу срока накопления вознаграждение и премия государства составят от 20% до 50% в общей сумме накоплений.
Данная система широко распространена в мировой практике и хорошо себя зарекомендовала. Например, в США населением накоплено более 100 млрд. долларов сберегательных накоплений на учебу.
У нас она станет важным дополнением к системе государственных образовательных грантов, количестве которых никоим образом сокращаться не будет, а будет только расти.
В социальном развитии высшей школы в прошлом году мы также сделали важнейший шаг – по поручению Главы государства разработан проект программы «Студенческое жилье», чтобы к 2015 году повысить обеспеченность общежитиями до 80%.
За 2011 год построены 2 общежития и 5 — капитально отремонтированы.
Задачей 2012 года является ввод в эксплуатацию еще 5-ти общежитий, начало строительства 9-ти и реконструкция одного общежития. Также будет проводиться капитальный ремонт зданий 8-ми вузов и 12-ти общежитий.
Кроме того, планируется строительство двух студенческих городков в Астане и Алматы.
Такое широкомасштабное строительство за годы независимости нашей страны проводится впервые.
В-шестых, введена совершенно новая модель управления наукой, закрепленная Законом «О науке». Этот закон внес кардинальные системные изменения в научную сферу, прежде всего разграничены административные и экспертные функции. Теперь решения по реализации научных проектов принимает само научное сообщество.
Нововведением также является базовое финансирование, на которое планируется выделять в год свыше 8,6 млрд. тенге.
Научные проекты финансируются по грантовой и программно-целевой системе.
На грантовое финансирование в 2012 году предусмотрены 14,7 млрд. тенге. Одобрены 1174 проекта.
На программно-целевое финансирование науки предусмотрены 24,7 млрд. тенге. Таким образом, начата реализация всех форм финансирования науки.
При этом благодаря поддержке Главы государства общий объем средств, выделяемых на науку, за последние два года стремительно вырос. И если в 2011 году он составил 26,8 миллиардов тенге, то на 2012 год заложено свыше 48 миллиардов тенге – это рост на 80%. Такого давно ждали наши ученые, и это наше с вами большое достижение.
По поручению Президента страны и Правительства республики Министерством впервые на территории СНГ решен вопрос об обеспечении доступа к зарубежным ресурсам научно-технической информации: подписаны Национальная лицензия компании Thomson Reuters (США), а также соглашения с компанией Springer (Германия) и ведущим научным издательством Elsevier (Нидерланды).
В настоящее время одним из ключевых вопросов в научной сфере является развитие инноваций для промышленности и в целом экономики.
Министерством составлен Каталог инновационных проектов, содержащий порядка 200 разработок. Ряд из них презентован на форумах с участием Главы государства (13 мая и 1 декабря 2011 года).
С целью формирования портфеля инновационных проектов и продвижения их на рынок при холдинге «Парасат» создан Центр коммерциализации технологий.
Национальным инновационным фондом проведен конкурс по отбору НИИ и вузов в целях развития на их базе офисов коммерциализации инноваций. Победителями конкурса стали 7 вузов и 2 НИИ. Таким образом, в этом году в республике откроются 9 пилотных офисов коммерциализации.
Одной из важных составляющих инновационного прорыва является интеграция науки и образования. Здесь будут задействованы исследовательские университеты, а также уже действующие и финансируемые 10 университетов инновационной направленности.
В Послании народу Казахстана этого года Глава государства выдвинул новую перспективную идею – создание вокруг Назарбаев Университета инновационно-интеллектуального кластера, способствующего трансферту и созданию новых технологий. В дальнейшем его опыт будет использован и для создания других научно-образовательных центров Казахстана.
В-седьмых, кардинально меняется воспитательная работа с молодежью.
Это центральный нерв всей нашей идеологической работы.
«Важно усилить воспитательный компонент в процессе обучения. Патриотизм, нормы морали, нравственность, межнациональное согласие, толерантность, законопослушание, физическое и духовное развитие — эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от форм собственности», — подчеркнул Глава государства в Послании народу Казахстана.
В связи с этим принято решение о создании Комитета молодежной политики в структуре министерства, а также региональных управлений по делам молодежи.
На вашем рассмотрении находится законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственной молодежной политики».
Созданы 19 ресурсных центров (16 региональных и 3 республиканских). Реализованы проекты «Молодежный кадровый резерв», «Школа государственной службы».
Разрабатывается Концепция государственной молодежной политики, в реализации которой активная роль должна принадлежать организации «Жас Улан».
Еще одним новшеством в данном направлении является созданный на базе ЕНУ им. Л.Н. Гумилева научно-исследовательский центр «Жастар». Данный центр будет на системной основе анализировать и вносить научно обоснованные предложения, направленные на совершенствование государственной молодежной политики.
Уважаемые депутаты!
В своем выступлении я постарался показать работу, которую мы проводим по реализации Госпрограммы.
Но, конечно, это не означает, что у нас нет проблем. Они есть, мы их видим и знаем.
Одна из них – отстраненность общества от процесса воспитания молодого поколения.
Поэтому в целях выправления ситуации мы расширяем общественный контроль за качеством образования и начали вводить элементы корпоративного управления и, в первую очередь, в школах.
Процесс пошел, количественно создание попечительских советов идет хорошими темпами. Но по содержанию это прежние родительские комитеты. В связи с этим мы сейчас работаем над вопросом о юридическом статусе и полномочиях попечительских советов.
На пилотных организациях будут отработаны все вопросы их функционирования.
По результатам будут выработаны меры законодательного закрепления за советами серьезных полномочий, соответствующих мировой практике, чтобы уже через 2 года новая система стала результативно работать повсеместно.
В четырех вузах начали функционировать наблюдательные советы. Это первый шаг к переходу ведущих вузов к автономии.
Справочно: в настоящее время доля вузов, имеющих попечительские советы, равна 48,5% (65), доля организаций ТиПО, имеющих советы, составляет 52,8% (472) и доля школ, имеющих попечительские советы, составляет 31,6% (2451).
Мы считаем, что введение корпоративного управления позволит снять многие болевые точки в системе образования.
В заключение, уважаемые депутаты, позвольте сказать об еще двух наших новых шагах.
Во-первых, мы создаем в каждом регионе информационно-координационные группы, которые будут вести разъяснительную работу на местах, чтобы и простые граждане, и работники самой системы образования понимали и осознавали темпы и направления модернизации. Через эти группы мы будем информировать общество о всех направлениях нашей деятельности.
Во-вторых, мы создаем общественный Совет, в который приглашены депутаты, представители различных политических партий, НПО, известные ученые и общественные деятели.
Данный совет станет постоянно действующей площадкой, где будут обсуждаться все наши главные шаги по повышению качества образования. Все новации будут проходить здесь общественную экспертизу.
Полагаю, что эти новые каналы обратной связи, с одной стороны, повысят информированность общества, с другой, сделают его «соавтором», если так можно выразиться, проводимой модернизации системы образования.
Уважаемые депутаты!
Как видите, в системе образования модернизируются структура, содержание, появляются новые направления деятельности, внедряются самые передовые в мире технологии.
Все эти новации направлены на повышение качественного уровня казахстанского образования, приближение его к мировым стандартам.
Достигнутые результаты, в первую очередь, следствие постоянного внимания и поддержки Главой государства нашей сферы. Через все его программные выступления лейтмотивом проходит забота об образовании и воспитании молодого поколения, о счастливом будущем нашей страны.
Напомню лишь одну яркую инициативу Лидера Нации. Это программа «Болашак», позволившая в кратчайшие сроки подготовить тысячи специалистов за рубежом по самым нужным для страны специальностям. Сегодня она претерпела изменения и включает подготовку магистров и докторов PhD, а также стажировку инженерных и научных кадров.
Депутатский корпус все эти годы всецело поддерживает инициативы нашего Лидера Нации.
И мы эту поддержку ощущаем на себе. К примеру, были случаи, когда мы обращались к вам с просьбой поддержать одну сумму, а после обсуждения утверждалась сумма, существенно превышающая наши ожидания.
Именно благодаря вам за три последних года финансирование образования выросло на 34,5%, то есть более чем на треть (2009 — 746 млрд.тг, 2011 – 1 трлн.тг). И составляет сегодня 1,3 трлн.тг.
Удалось построить новые школы, переломить ситуацию с детсадами, перейти на европейские стандарты образования, проведена работа по повышению статуса педагога и многое-многое другое.
Теперь мы вышли на траекторию уверенного роста качества казахстанского образования.
Мы знаем свои цели, и знаем, как их достичь.
Я уверен, что и впредь мы будем работать сообща и слаженно во благо нашего народа.
Надеюсь на ваше понимание и поддержку.
Благодарю за внимание.