13.12.2012


Выступление Министра образования и науки РК Б.Т. Жумагулова по ГОНС в Сенате Парламента. Астана, 13 декабря 2012 года.

Уважаемый Председательствующий!
Уважаемые депутаты!

Представленный Вашему вниманию законопроект о Государственной образовательной накопительной системе разработан в соответствии с поручением Главы государства Н.А.Назарбаева, данным в Послании народу Казахстана 28 января 2011 года. Соответствующее задание включено в Государственную программу развития
образования Республики Казахстан на 2011-2020
годы.
Законопроект прошел тщательное обсуждение в Мажилисе Парламента и единогласно им принят.
В комитетах, рабочей группе в него внесены ценные предложения, которые усилили ряд важных моментов.
В сегодняшнем выступлении остановлюсь на самых концептуальных положениях Законопроекта. Основная цель создания системы — внедрение нового инструмента государственной поддержки и расширения доступности образования — профессионально-технического, высшего и послевузовского.
Подготовка законопроекта основывалась на тщательном анализе мирового опыта.
Подобные системы образовательных сберегательных счетов населения есть в целом ряде стран.
Это Бельгия, Канада, Малайзия, Нидерланды, Сингапур, Испания, Швеция, Великобритания, США. И накопление средств на таких счетах стимулируется государством путем предоставления льгот и субсидий.
Данный опыт учтен при разработке законопроекта.
В нашей стране уже действуют 2 механизма, обеспечивающие доступность образования
Первый — это государственные гранты, по которым обучается около четверти студентов.
Второй — образовательные кредиты, гарантируемые государством.
Государственная образовательная накопительная система призвана стать еще одним, третьем механизмом, который:
во-первых, облегчит населению накопление средств на обучение детей;
во-вторых, часть расходов на обучение возьмет на себя государство.

Законопроектом предусмотрен следующий принцип функционирования данной системы.
Вкладчиком может быть любой гражданин Республики Казахстан, в пользу которого открывается образовательный накопительный вклад в банке-участнике.
Дело это абсолютно добровольное.
Вносить средства на этот вклад может как сам вкладчик, так и другие лица.
Это могут быть родители, родственники, организации и т.д. — их круг проектом Закона не ограничен.
Первоначальный взнос — от 3 МРП.
Последующие взносы и их периодичность определяются вкладчиком или вносителем самостоятельно.
Накопленные средства вклада состоят из трех составляющих.
Первая — это деньги, внесенные вкладчиком или вносителями.
Вторая — вознаграждение банка с ежемесячной капитализацией.
Это проводится точно так же, как и на обычном депозите. Но есть и третья составляющая — премия государства.
Она устанавливается данным законопроектом.
Ее размер в общем случае — 5% в год от накопленных средств.
А для определенных приоритетных категорий (детей-сирот, инвалидов, многодетных и малообеспеченных семей) — 7%.
Подоходный налог по премиям государства не взимается.
Сохранность образовательных сбережений граждан гарантируется государством через Казахстанский фонд гарантирования депозитов — до 5 млн. тенге.
Данные накопления с государственной премией могут быть использованы только на получение образования, как в Республике Казахстан, так и за рубежом.
В законопроекте сформулирован порядок оплаты обучения вкладчика.
Она может вноситься как сразу за весь период обучения, так и более короткими периодами — к примеру, по семестрам, с продолжением текущего накопления.
Законопроектом предусмотрены права вкладчика на получение средств образовательного накопительного вклада с сохранением премии государства или переуступку накопленных средств третьему лицу с условием сохранения их целевого назначения.
Если же целевое назначение вклада не соблюдается, то начисленная премия государства возвращается в бюджет.
— расторжение договора по инициативе вкладчика или окончание срока договора вклада без соблюдения целевого назначения;
— истечение 3 лет со дня отчисления вкладчика из организации образования;
— утрата вкладчиком гражданства Республики Казахстан.
Участвовать в ГОНС могут только банки второго уровня, отвечающие требованиям, установленным в законопроекте.
— наличие лицензии;
— наличие филиалов в областях, Астане и Алматы;
— отсутствие действующих санкций надзорного органа.
Участие банков также строго добровольное.
В законопроекте детально прописаны все участники ГОНС, их функции, механизмы и порядок взаимодействия.

Уважаемые депутаты!
Для наглядности могу привести следующий пример, который мы просчитали по нормам, установленным в законопроекте.
Допустим, родители открывают вклад на своего 10-летнего ребенка, и срок накопления выбирается 7 лет.
Первоначальный взнос составляет 5000 тенге, последующие взносы — 15000 ежемесячно.
Вознаграждение банка по депозиту — 8%, премия государства — 5%.
Тогда к концу срока накопления, когда ребенку будет 17 лет, общая сумма вклада составит 2 млн. 75 тыс. тенге.
Из них внесенные средства вкладчика составляют 60%, вознаграждение банка — 23%, премия государства -17%.
Для приоритетных категорий вклад государственной премии может быть и больше.
Таким образом, еще раз повторю, что для всех вкладчиков ГОНС государство фактически берет на себя оплату заметной части расходов на образование — порядка 15-20%.
Это принципиально новый механизм государственно-частного партнерства государства и граждан.
Если говорить о сопутствующем законопроекте, то им предусмотрено внесение изменения в Налоговый кодекс, в части исключения сумм премий государства из облагаемого оборота по индивидуальному подоходному налогу, и включение в Закон «Об образовании» правового основания функционирования образовательной накопительной системы.

Уважаемые депутаты!
Законопроект прошел заинтересованное обсуждение во всех комитетах Сената.
Большое вам спасибо за понимание важности предлагаемой системы и поддержку в ходе работы над законопроектом в Сенате Парламента РК.
Благодарю за внимание!

Без рубрики